музыкальная драма Продолжительность: 104 Франция - Испания - Великобритания - Италия 2002 Режиссер: Франко Дзеффирелли Продюсер: Риккардо Тоцци, Джованнелло
Заннони Сценарий: Мартин Шерман, Франко
Дзеффирелли В ролях: Фанни Ардан, Джереми Айронс, Джоан Плоурайт, Джей
Родэн, Габриель Гарко, Анджела Молина, Стивен Билдингтон и др. Музыка: Жорж Бизе, Джакомо
Пуччини, Алессио Влад Оператор: Эннио Гварнери
23.09.2003
Той, с которой вместе смотрели...
Начну с оговорки: перед просмотром кассеты несколько опасался, что
разрекламированный фильм престарелого мэтра окажется излишне
сентиментальным и лишенным динамики. К удовольствию своему и вящей славе
маэстро ошибался - "Каллас навсегда" фильм если и не Высокий с большой
буквы, то уж во всяком случае очень хороший, режиссура Франко
Дзеффирелли, особенно в эпизодах из "Кармен", и игра Фанни Ардан выше
всяких похвал, но это, в конце концов, несмотря на мои опасения, так и
должно было быть. Замечательно, что здесь и все прочие актеры, даже
статисты, работают просто вдохновенно. (Люди соскучились по искусству?)
Те же похвалы и та же благодарность оператору, гримерам, костюмерам,
монтажерам. Но более всего обрадовала, даже удивила меня драматургия
картины, объединяющая сразу несколько глубоко драматичных историй, или
содержательных линий, каждая из которых (и следовательно, фильм в целом)
насыщена серьезными философскими и житейскими размышленями, пусть и
подаются они зачастую как бы вскользь, как бы намеренно лишь для тех,
кто способен понять. Те же, кто понять не способен, получают филигранно
сработанную картину о личной драме великой певицы и одновременно -
блистательную экранизацию хитовых сцен из оперы Бизе.
Итак, о планах, которые сумел увидеть в фильме ваш рецензент.
Прежде всего, это одновременно правдивая и в то же время совершенно
искусственная (уже в силу того, что Мария Каллас здесь - героиня
художественного текста) история оперной дивы, чью жизнь и творческую
деятельность погубила страсть к человеку, совершенно, по-моему,
справедливо охарактеризованному в картине подлецом. Но есть, есть (этого
нельзя не увидеть) в трагической истории Каллас вина и самой жертвы, не
только полюбившей подлеца, но и предавшей творчество ради роскошного
существования любовницы миллиардера.
Далее - столь же житейски правдивая и столь же искусственная
(вследствие того, что главную мужскую роль в ней играет Джереми Айронс,
актер, приобретший славу именно в амплуа героев-любовников) социальная и
личная драма представителей сексуальных меньшинств. Одновременно линия
Айронс - Ардан являет собой чрезвычайно значимую для искусства, а для
кино в особенности, социально-экономическую драму "продюсер - художник",
в которой первый ко всему является еще и своего рода Мефистофелем, пусть
невольным, но непосредственным последним предателем в жизни певицы и,
таким образом, провокатором скоро последовавшей ее смерти.
Далее, "Каллас навсегда" представляет собой фильм в фильме,
реальность в реальности, или, наоборот, фантом в фантоме, причем второй
из них - экранизация оперы Бизе с участием певицы, потерявшей голос, -
ни по накалу страстей, ни по трагизму ситуации не уступает первому, но и
- это самое замечательное! - не подменяет культурной драмой (придуманной
французским писателем XIX века Проспером Мериме, а затем перенесенной на
оперную сцену французом же Жоржем Бизе) трагедии реальной, социальной и
личной.
Наконец, картина Дзеффирелли, помимо того, что является реквиемом
Марии Каллас, которую режиссер знал лично, представляет собой, пусть,
как я уже сказал, не Высокую, но тем не менее отчетливо заявленную
вечную драму гения в мире ординарных людей, причем с полным пониманием
как того, что гений "и мал и мерзок, но не так, как вы - по-своему", так
и того, что зачастую окружающие гения ординарные существа от этого
соседства, быть может, страдают не меньше, чем сам гений.
И все же талант всегда прав. И еще: талант почти всегда гибелен для
его обладателя, ибо он, созидая прекрасное для всех, разрушает реальное
для одного - именно своего носителя, его личность. Впрочем, последние
идеи в фильме, действительно, лишь намечены.
Тем не менее и эти и, надо полагать, иные мысли и темы в картине
Дзеффирелли не просто присутствуют, но и драматургически искусно
переплетены столь тесно и выражены так тонко (сказанное не отменяет
моего предыдущего замечания об облегченности выражения, дабы лента была
доступна самому широкому современному зрителю, для которого, не будем
лукавить, высокая, да к тому же еще и интеллектуальная трагедия
малодоступна), что для того чтобы их понять, а значит и в полной мере
оценить эту вещь, надо посмотреть ее не один раз. (Я пишу после первого
просмотра и, может быть, еще вернусь к этой рецензии позднее.)
И фильм того стоит. Я думаю, что роль Каллас - поистине звездная
роль для Фанни Ардан, думаю также, что роль, исполненная Джоан Плоурайт,
роль второго плана, удалась английской актрисе не хуже, нежели образ
Каллас актрисе французской. Полагаю, что и Айронс должен быть благодарен
судьбе и Дзеффирелли за возможность расширить собственное амплуа. И еще
полагаю, что эпизоды из "Кармен", снятые для этого фильма, сами по себе
войдут в сокровищницу музыкального кино - с такой дерзостью, творческой
яростью, с таким темпераментом и трагизмом, с таким буйством красок
сняты они крупнейшим постановщиком опер в мировом кино.
И все же, все же, все же... Картину (да, замечательную, да, для
сегодняшнего постмодернистского, пустотно-развлекательного,
оголливуженного кинематографа необычайно яркую) о Марии Каллас снимал НЕ
Бергман, НЕ Висконти (а можно себе представить, как бы это сделал именно
Висконти!), и даже не тот молодой, дивно одаренный ученик Висконти
Франко Дзеффирелли, который в свое время сделал классические экранизации
"Ромео и Джульетты" и "Травиаты". "Каллас навсегда" - очень хорошая
картина, поставленная более всего мастером мелодрамы для среднего
зрителя, в каковую Дзеффирелли последнего двадцатилетия ухитрился
превратить даже шекспировского "Гамлета". Это фильм драматургического
уровня дзеффиреллиевой же "Джейн Эйр", не более, и еще это фильм, больше
намекающий, чем исследующий, больше щадящий, нежели терзающий, фильм о
терновом венце творца, в котором, говоря по большому счету, тернии-то и
отсутствуют. Звезды, правда, есть. Но звезды без терний не так ярки и
высоки.