Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




НОЧЬ В ВАРЕННЕ

трагикомедия
Продолжительность: 121
Франция - Италия 1982
Режиссер: Этторе Скола
Продюсер: Ренцо Росселлини
Сценарий: Серджио Амедеи, Этторе Скола
В ролях: Марчелло Мастроянни, Ханна Шигула, Жан-Луи Барро, Харви Кейтел, Жан-Клод Бриали, Андреа Ферноль, Дэниел Гелип и др
Музыка: Армандо Травальоли
Оператор: Армандо Нанннуцци


30.09.2003

"Ночь в Варенне" - знаменитая не столько костюмная, сколько историческая, несмотря на то, что представляет собой чистейшей воды выдумку, в одном лице драма и комедия, или, скорее, трагикомедия классика современного кинематографа, итальянского режиссера Этторе Сколы, которого наш зритель знает прежде всего по музыкальному фильму "Бал" (см. рецензию на нашем сайте).

В этом дорогом, во всех смыслах большом фильме (киноэнциклопедии сообщают продолжительность картины в 146 минут, трансляция же на канале "Культура" 27 сентября 2003 г. заняла всего лишь два часа - что, нам показывали сокращенный вариант?) Скола собрал добрый десяток звезд мирового кино первой величины. И они, итальянец Мастроянни, французы Барро и Бриали, немка Шигула, американец Кейтел, блестяще разыграли "человеческую комедию" из эпохи Великой французской революции, еще не докатившейся до термидора, однако уже расколовшей общество на два непримиримых стана. Сценарий же собрал добрый десяток знаменитостей исторических, усадил их в один дилижанс и заставил пуститься вслед за бегущим из страны несчастным Людовиком XVI, которому в конце этого пути предстоит быть плененным не ведающими, что творят мещанами провинциального городка, а вскоре и взойти на гильотину.

Итак, в дилижансе едут и полемизируют, влюбляются и философствуют дамы и господа, в числе которых три писателя: первый - американский путешественник, истый республиканец, но человек сдержанный и, как бы это сказать, слишком уж правильный, что ли (Х. Кейтел), второй - знаменитый романист, порнограф и публицист, нет, читатель, не угадали, не де Сад, а Ретиф де ла Бретон, представитель, с одной стороны, культуры, с другой - толпы (чего о Саде никак уж не скажешь), человек пожилой, но, пожалуй, еще не остепенившийся (Ж.-Л. Барро); третий - совсем уж легендарный венецианец Казанова (М. Мастроянни), старик, сбежавший из удушливых объятий герцога Валленштейна, дабы в последний раз (все равно поймают, или сам вернется - годы-то уж не те для продолжения приключений сколько-нибудь всерьез) побывать в любимом Париже, где - как не посмотреть? - происходит революция, попить-поесть в свое удовольствие, расплачиваясь векселями, подписанными тем же Валленштейном, пощекотать нервы - слава далеко вперед бежит - словесным общением вокруг секса с легкомысленными француженками.

Так вот они все и галантничают друг перед другом, собравшиеся в карете аристократы просто и аристократы духа, меж тем как эта их карета прошлого трюхает через взбудораженную и оттого как бы пейзажно застывшую в недоумении (иные кадры картины намеренно оживляют живописные полотна знаменитых художников XVIII - XIX столетий) прекрасную Францию. Галантничают, время от времени открывая вдруг для себя собственную невообразимость в новой эпохе. И эти открытия каждый раз что-то в них неуловимо, или, наоборот, вполне уловимо меняют, так что, добравшись, наконец, до рокового для короля Варенна, они окончательно теряют иллюзии и весь свой напудренный лоск, представая друг другу и самим себе, как андерсоновский король, in nature - тем, что есть, точнее, тем, что от них осталось.

А что от них осталось? От тех, кто был верен эпохе, - верность, от тех, кто выразил эту эпоху, - печаль, от тех, кто подталкивал эпоху в пропасть, - пшик, безымянность. Но ведь жили - и умирали они в большинстве не для истории - для себя. Об этом последнем пути из жизни в смерть, очень, слишком человеческом пути, исполненном показухи и непримиримости даже на краю гибели, суетности и истеричности последнего пира во время чумы, самомнения вопреки печали постижения необратимости ухода и рассказывает дивный фильм Сколы, фильм по-французски остроумный и по-итальянски грустный, фильм, в котором каждый эпизод снят как бы без затей, но, со всей очевидностью, - неповторимо, единственно, а сыгран - гениально, так, как обычно и играют звезды у мэтров итальянского кино "золотого века", один из последних представителей которого - именно Этторе Скола, создатель "Бала", "Террасы", "Ночи в Варенне".

Рецензия: В. Распопин