Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧАТТАХУЧИ (ЧЕРОКИ) (CHATTAHOOCHEE)

драма
Продолжительность: 97
США 1989
Режиссер: Мик Джексон
Продюсер: Аарон Шваб, Фэй Шваб, Джон Дейли, Дерек Гибсон
Сценарий: Джеймс Хикс
В ролях: Гэри Олдман, Деннис Хоппер, Фрэнсис Макдорманд, Памела Рид, Мэтт Крэвен, Ли Уилкофф, Ричард Портнов, Нед Битти, М. Эммет Уолш
Музыка: Джон Кин
Оператор: Эндрю Данн


20.10.2003

Начавшись как драма молодого американского солдата, вернувшегося с Корейской войны и, подобно многим представителям "потерянных поколений", не могущего обрести себя в мирной жизни, а потому балансирующего на грани сумасшествия, в скором времени, однако, фильм делает сюжетный зигзаг и становится привычным уже коктейлем из боевика и сентиментальной драмы на тему тюряги пополам с психушкой, отчего вызывает неизбежные сравнения, например, с "Холмом" и "Кукушкиным гнездом".

В том и в другом случае сравнения эти не в его пользу, однако в целом картина Мика Джексона полуторадесятилетней давности, может быть и вторична, но отнюдь не плоха и не вовсе пуста, благодаря уже самой тематике восстановленния попранной справедливости по отношению к живому человеку, но прежде всего благодаря превосходной, темпераментной и глубоко осознанной игре совсем молодого Гэри Олдмана и вдумчивой, выразительной работе голливудского мэтра Денниса Хоппера, почти под стать которым исполняют свои роли и женщины. Впрочем, и весь актерский состав, неизбежно подражая исполнителям обитателей психушки в "Кукушкином гнезде", или же отталкиваясь от созданных ими образов, работает старательно и подчас весьма убедительно. С точки зрения драматургии существенных возражений тоже не возникает - все более-менее сбалансировано: действие сменяется размышлением, размышление перетекает в протест, последний выбирает несколько возможных форм, каждая из них проигрывается на наших глазах, принося персонажам на внешнем уровне разочарования, на внутреннем - укрепляя их волю и зрительскую надежду на конечную справедливость. Иными словами, кино добротное, а учитывая лицедейский уровень Олдмана и Хоппера - и просто хорошее.

Увы, огорчает слишком уж голливудский хэппи энд картины, в котором, по существу, убитый несправедливым устройством общества физически и морально, но не сдавшийся герой, с помощью сестры, воли и веры победив бесчеловечную пенетенциарную систему, волшебным образом восстанавливает и душевное спокойствие, и физическое здоровье, и даже молодость. Чего в реальной жизни не бывает (не победы, конечно, и именно волшебного восстановления человеческой психики в полном гармоническом здравии), а, стало быть, и не должно быть в серьезном произведении драматического искусства (см. то же "Кукушкино гнездо" Милоша Формана).

Тем не менее ленту про тюрьму/сумасшедший дом "Чаттахучи", отчего-то переназванную для нашего проката как "Чероки" (по принципу, вероятно: а, какая разница, все одно про индейцев! - хотя никаких индейцев там и в помине нет, индеец был в "Гнезде", а "Чаттахучи", насколько я понял, - название тюряги) посмотреть стоит, хотя бы из-за Олдмана, недюжинным своим дарованием сумевшего возвысить полижанровый, но больше всего, пожалуй, приключенческий голливудский текст до - пусть лишь подобия, но все-таки - драмы. Не говоря уж о том, что вся эта история снята, как утверждают стартовые титры, на документальной основе.

Рецензия: В. Распопин