драма Продолжительность: 97 США 1989 Режиссер: Мик Джексон Продюсер: Аарон Шваб, Фэй Шваб, Джон Дейли, Дерек
Гибсон Сценарий: Джеймс Хикс В ролях: Гэри Олдман, Деннис Хоппер, Фрэнсис Макдорманд, Памела
Рид, Мэтт Крэвен, Ли Уилкофф, Ричард Портнов, Нед Битти, М. Эммет Уолш Музыка: Джон Кин Оператор: Эндрю Данн
20.10.2003
Начавшись как драма молодого американского солдата, вернувшегося с
Корейской войны и, подобно многим представителям "потерянных поколений",
не могущего обрести себя в мирной жизни, а потому балансирующего на
грани сумасшествия, в скором времени, однако, фильм делает сюжетный
зигзаг и становится привычным уже коктейлем из боевика и сентиментальной
драмы на тему тюряги пополам с психушкой, отчего вызывает неизбежные
сравнения, например, с "Холмом" и "Кукушкиным гнездом".
В том и в другом случае сравнения эти не в его пользу, однако в
целом картина Мика Джексона полуторадесятилетней давности, может быть и
вторична, но отнюдь не плоха и не вовсе пуста, благодаря уже самой
тематике восстановленния попранной справедливости по отношению к живому
человеку, но прежде всего благодаря превосходной, темпераментной и
глубоко осознанной игре совсем молодого Гэри Олдмана и вдумчивой,
выразительной работе голливудского мэтра Денниса Хоппера, почти под
стать которым исполняют свои роли и женщины. Впрочем, и весь актерский
состав, неизбежно подражая исполнителям обитателей психушки в
"Кукушкином гнезде", или же отталкиваясь от созданных ими образов,
работает старательно и подчас весьма убедительно. С точки зрения
драматургии существенных возражений тоже не возникает - все более-менее
сбалансировано: действие сменяется размышлением, размышление перетекает
в протест, последний выбирает несколько возможных форм, каждая из них
проигрывается на наших глазах, принося персонажам на внешнем уровне
разочарования, на внутреннем - укрепляя их волю и зрительскую надежду на
конечную справедливость. Иными словами, кино добротное, а учитывая
лицедейский уровень Олдмана и Хоппера - и просто хорошее.
Увы, огорчает слишком уж голливудский хэппи энд картины, в котором,
по существу, убитый несправедливым устройством общества физически и
морально, но не сдавшийся герой, с помощью сестры, воли и веры победив
бесчеловечную пенетенциарную систему, волшебным образом восстанавливает
и душевное спокойствие, и физическое здоровье, и даже молодость. Чего в
реальной жизни не бывает (не победы, конечно, и именно волшебного
восстановления человеческой психики в полном гармоническом здравии), а,
стало быть, и не должно быть в серьезном произведении драматического
искусства (см. то же "Кукушкино гнездо" Милоша Формана).
Тем не менее ленту про тюрьму/сумасшедший дом "Чаттахучи",
отчего-то переназванную для нашего проката как "Чероки" (по принципу,
вероятно: а, какая разница, все одно про индейцев! - хотя никаких
индейцев там и в помине нет, индеец был в "Гнезде", а "Чаттахучи",
насколько я понял, - название тюряги) посмотреть стоит, хотя бы из-за
Олдмана, недюжинным своим дарованием сумевшего возвысить полижанровый,
но больше всего, пожалуй, приключенческий голливудский текст до - пусть
лишь подобия, но все-таки - драмы. Не говоря уж о том, что вся эта
история снята, как утверждают стартовые титры, на документальной основе.