Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





УБИЙСТВО ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

судебная драма
Продолжительность: 117
США - Франция 1995
Режиссер: Марк Рокко
Продюсер: Марк Фридман, Марк Уолпер
Сценарий: Дэн Гордон
В ролях: Кевин Бэкон, Кристиан Слейтер, Гэри Олдман, Эмбет Дэвидс, Брэд Дуриф, Уильям Мэйси, Стивен Тоболовски и др.
Музыка: Кристофер Янг
Оператор: Фред Мёрфи


27.10.2003

Одна из самых крепких судебных драм, одновременно кино про тюрягу. Скорее всего, и Кевин Бэкон сыграл в этом фильме самую значительную свою роль.

Картина Марка Рокко рассказывает, по существу, о подноготной человеческой и социальной справедливости, о том, что это "вещи несовместные", о том, что, по большому счету, они и вообще-то невозможны в современном мире, построенном, вне зависимости от социальной системы, на угнетении слабого сильным, о том, что даже торжествующая справедливость достигается жертвами, жертвами, жертвами.

В 1934 г. на небольшом острове близ южного побережья США была открыта тюрьма "Алькатрас" для особо опасных преступников - гангстеров масштаба Аль Капоне. Однако упечь за решетку "крестных отцов" американской юстиции оказалось не по зубам, и тогда застенок сверхжесткого режима стал принимать у себя преступников поплоше, а то и вовсе не преступников - людей оступившихся или нищетой вынужденных пойти на воровство.

Главный герой картины, будучи голодным 17-летним сиротой украл - даже не для себя, а для того, чтобы накормить младшую сестренку - 5 долларов из почтовой кассы, был пойман и отправлен в Алькатрас. Там он и отбывал уже лет десять к тому моменту, когда мы, зрители, с ним встретились. Больше того, три года он отбывал даже не в самой тюрьме, а в яме-одиночке, после того, как попытался совершить побег в духе графа Монте-Кристо, был предан напарником и после отсидки в яме, находясь уже в состоянии, далеком от сходства с человеческим существом, предателя убил, вонзив ему в горло ложку во время обеда, при всем честном собрании.

Несчастному, прежде чем повиснуть в петле, будучи преданну смертной казни за особо тяжкое, "справедливое" общество выделяет адвоката, честолюбивого мальчишку, для которого сие однозначно проигрышное дело - первый выход на арену. Мальчишка оказывается, однако, не просто честолюбивым, а до ужаса настырным, мало того - судьба несчастного без вины виноватого пробуждает в нем человеколюбие, в паре с карьеристской устремленностью составившее убойную силу, заставившую капитулировать не только пенетенциарную систему, но и самоё ея величество американскую юстицию, вследствие чего последовательно произошло следующее: вечного и, казалось бы, навсегда замкнувшегося узника, ответившего наконец пылкому адвокату взаимностью, приговорили не к "вышке" и не к пожизненному, а всего лишь к трем годам за непреднамеренное убийство - все в том же "Алькатрасе", в тюряге же скоренько убрали, чтоб не отсвечивал, извергов-тюремщиков подвергли сперва беспристрастной проверке, потом остракизму, а само узилище ликвидировали спустя еще десяток лет. Правосудие, стало быть, возобладало, но голливудским хэппи эндом, согласитесь, все это не назовешь.

В чем и отличие картины от ей подобных. Другое отличие - попытка преобразить обыкновенно физиологическую и физиогномическую тюремно-судебную драму в психологическую. Попытка, отчасти похожая на игры в кошки-мышки в "Молчании ягнят", отчасти - удавшаяся, благодаря неожиданно открывшемуся актерскому дарованию Бэкона, "вочеловечивающегося" (неологизм А. Блока) на наших глазах в героя из забитого недочеловека, и как всегда блестящей работе Гэри Олдмана, сыгравшего эпизодическую роль начальника тюрьмы, садиста, чье сознание зависло в невесомости между сумраком и тьмой (мне было особенно интересно следить за работой именно Олдмана, поскольку буквально неделей раньше я посмотрел "Чаттахучи" - "тюряжную" же картину 1992 г., где молодой актер исполнял главную положительную, то есть принципиально протиположную той, что исполнил здесь, роль). Прочие персонажи картины, в том числе и герой К. Слейтера, слишком привычны и линейны, чтобы можно было их как-либо выделить.

Но и того, что сделали под руководством Марка Рокко Кевин Бэкон и Гэри Олдман, оказалось достаточно, чтобы "Екатеринбург-Арт" выпустил кассету с записью "Убийства..." под маркой "Золотая серия ЕА". И, пожалуй, против этого жеста трудно возразить: фильм, хотя и не лишен иных голливудских шаблонов (тот же Слейтер насквозь шаблонен - см., например, работу Тома Круза в "Нескольких хороших парнях", шаблонен эпизод, в котором адвокат приводит за решетку к подзащитному проститутку (см. "Полет над гнездом кукушки" М. Формана), дабы та помогла ему лишиться невинности - авось замкнувшийся зэк заговорит в нужном для адвоката русле, шаблонны кровопийцы-стражники, шаблонен был бы и сам начальник тюрьмы, если бы не мастерство Олдмана), в общем, действительно, хороший, совершенно не политкорректный и жестко выдержанный в жанре драмы, что само по себе в Голливуде случается не часто.

Посмотрите!

Рецензия: В. Распопин