судебная драма Продолжительность: 117 США - Франция 1995 Режиссер: Марк Рокко Продюсер: Марк Фридман, Марк Уолпер Сценарий: Дэн Гордон В ролях: Кевин Бэкон, Кристиан Слейтер, Гэри Олдман, Эмбет Дэвидс, Брэд Дуриф,
Уильям Мэйси, Стивен Тоболовски и др. Музыка: Кристофер Янг Оператор: Фред Мёрфи
27.10.2003
Одна из самых крепких судебных драм, одновременно кино про тюрягу.
Скорее всего, и Кевин Бэкон сыграл в этом фильме самую значительную свою
роль.
Картина Марка Рокко рассказывает, по существу, о подноготной
человеческой и социальной справедливости, о том, что это "вещи
несовместные", о том, что, по большому счету, они и вообще-то невозможны
в современном мире, построенном, вне зависимости от социальной системы,
на угнетении слабого сильным, о том, что даже торжествующая
справедливость достигается жертвами, жертвами, жертвами.
В 1934 г. на небольшом острове близ южного побережья США была
открыта тюрьма "Алькатрас" для особо опасных преступников - гангстеров
масштаба Аль Капоне. Однако упечь за решетку "крестных отцов"
американской юстиции оказалось не по зубам, и тогда застенок
сверхжесткого режима стал принимать у себя преступников поплоше, а то и
вовсе не преступников - людей оступившихся или нищетой вынужденных пойти
на воровство.
Главный герой картины, будучи голодным 17-летним сиротой украл -
даже не для себя, а для того, чтобы накормить младшую сестренку - 5
долларов из почтовой кассы, был пойман и отправлен в Алькатрас. Там он и
отбывал уже лет десять к тому моменту, когда мы, зрители, с ним
встретились. Больше того, три года он отбывал даже не в самой тюрьме, а
в яме-одиночке, после того, как попытался совершить побег в духе графа
Монте-Кристо, был предан напарником и после отсидки в яме, находясь уже
в состоянии, далеком от сходства с человеческим существом, предателя
убил, вонзив ему в горло ложку во время обеда, при всем честном
собрании.
Несчастному, прежде чем повиснуть в петле, будучи преданну смертной
казни за особо тяжкое, "справедливое" общество выделяет адвоката,
честолюбивого мальчишку, для которого сие однозначно проигрышное дело -
первый выход на арену. Мальчишка оказывается, однако, не просто
честолюбивым, а до ужаса настырным, мало того - судьба несчастного без
вины виноватого пробуждает в нем человеколюбие, в паре с карьеристской
устремленностью составившее убойную силу, заставившую капитулировать не
только пенетенциарную систему, но и самоё ея величество американскую
юстицию, вследствие чего последовательно произошло следующее: вечного и,
казалось бы, навсегда замкнувшегося узника, ответившего наконец пылкому
адвокату взаимностью, приговорили не к "вышке" и не к пожизненному, а
всего лишь к трем годам за непреднамеренное убийство - все в том же
"Алькатрасе", в тюряге же скоренько убрали, чтоб не отсвечивал,
извергов-тюремщиков подвергли сперва беспристрастной проверке, потом
остракизму, а само узилище ликвидировали спустя еще десяток лет.
Правосудие, стало быть, возобладало, но голливудским хэппи эндом,
согласитесь, все это не назовешь.
В чем и отличие картины от ей подобных. Другое отличие - попытка
преобразить обыкновенно физиологическую и физиогномическую
тюремно-судебную драму в психологическую. Попытка, отчасти похожая на
игры в кошки-мышки в "Молчании ягнят", отчасти - удавшаяся, благодаря
неожиданно открывшемуся актерскому дарованию Бэкона,
"вочеловечивающегося" (неологизм А. Блока) на наших глазах в героя из
забитого недочеловека, и как всегда блестящей работе Гэри Олдмана,
сыгравшего эпизодическую роль начальника тюрьмы, садиста, чье сознание
зависло в невесомости между сумраком и тьмой (мне было особенно
интересно следить за работой именно Олдмана, поскольку буквально неделей
раньше я посмотрел "Чаттахучи" - "тюряжную" же картину 1992 г., где
молодой актер исполнял главную положительную, то есть принципиально
протиположную той, что исполнил здесь, роль). Прочие персонажи картины,
в том числе и герой К. Слейтера, слишком привычны и линейны, чтобы можно
было их как-либо выделить.
Но и того, что сделали под руководством Марка Рокко Кевин Бэкон и
Гэри Олдман, оказалось достаточно, чтобы "Екатеринбург-Арт" выпустил
кассету с записью "Убийства..." под маркой "Золотая серия ЕА". И,
пожалуй, против этого жеста трудно возразить: фильм, хотя и не лишен
иных голливудских шаблонов (тот же Слейтер насквозь шаблонен - см.,
например, работу Тома Круза в "Нескольких хороших парнях", шаблонен
эпизод, в котором адвокат приводит за решетку к подзащитному проститутку
(см. "Полет над гнездом кукушки" М. Формана), дабы та помогла ему
лишиться невинности - авось замкнувшийся зэк заговорит в нужном для
адвоката русле, шаблонны кровопийцы-стражники, шаблонен был бы и сам
начальник тюрьмы, если бы не мастерство Олдмана), в общем,
действительно, хороший, совершенно не политкорректный и жестко
выдержанный в жанре драмы, что само по себе в Голливуде случается не
часто.