военная драма/драматический боевик Продолжительность: 91 Испания 2002 Режиссер: Даниэль Кальпарсоро Продюсер: Фернандо Бовайре, Энрике Лопес Лавинья Сценарий: Даниэль Кальпарсоро, Хуан
Кавестани В ролях: Эдуардо Норьега, Карла
Перес, Элой Асорин, Рубен Очандиано, Хорди Вилкес, Иньяки Фон, Роджер
Касамайор и др. Музыка: Нэйвэйан Оператор: Джозеф Сивит
27.10.2003
1999 год. Взвод испанских миротворцев в Косово, призванный
восстанавливать электрическое освещение в разрушенных деревнях ничейной
зоны, по причине тотального страха и хаоса, царящих как в окружающем
миротворцев пространстве, так и в их психике, устраивает собственную
маленькую войну с сербскими и мусульманскими партизанами (а заодно и
между собой), в которой иные бойцы погибают, иные выживают, но, право,
лучше бы, пожалуй, погибли, ибо вряд ли смогут в дальнейшем справиться с
полученными душевными травмами.
Человеческая, слишком человеческая бессмысленность, хаотичная
разрушительность гражданской войны, особенно в умело смонтированном и
высоко художественном противопоставлении ее с вечно живым, прекрасным
Божьим миром, собственно, и является содержанием фильма, содержанием
человеческой трагедии, контрастирующей с фабулой почти голливудского
боевика на темы вьетнамской войны, по лекалам которой скроен фильм
Кальпарсоро. Во многом "Миротворцы" повторяют сюжетные ходы стоуновского
"Взвода", кое-что есть здесь и от "Апокалипсиса..." Копполы. Однако
испанский взвод, в отличие от американского, сражается не просто на
чужой земле, но в чужой войне, больше того - как раз сражаться-то и не
призван, и толком не обучен. В результате военная драма превращается в
партизанскую робинзонаду, в противостояние всех против всех и каждого
против каждого. Выживание же достигается утратой человеческого,
озверением.
И когда - в финале - герои осознают, что воевали, в сущности, по
собственной инициативе, с собственными фантомами и самими собой, хуже
того, что сами себя и спровоцировали, и подставили, и погубили, еще того
хуже, что нарушили все приказы и оказались не миротворцами, а, наоборот,
поджигателями, трагические и фарсовые составляющие фильма, соединившись,
образуют искрящую смертельную дугу катарсиса, который зрителю не
испытать невозможно, потому что мы, собравшиеся у экрана, сами живем в
том же мире, не сегодня так завтра в реальности разделимся на
миротворцев и поджигателей, чтобы убивать друга и самих себя за химеры
априори несуществующих свобод, обряды нелепых церквей, куски всеобщей
матери-земли, которая, вообще-то, принадлежит не странам и человекам, а
одному Создателю, человеку же если и принадлежит, то более-менее надежно
в объеме, не превышающем двух метров вглубь.