биографическая драма Продолжительность: 112 США - Мексика 2002 Режиссер: Брюс Бересфорд Продюсер: Джон Силлан-Айзекс, Тони
Марк Сценарий: Ларри Гилберт В ролях: Антонио Бандерас, Эион Бэйли, Майкл Маккин, Мэтт Дэй,
Кайли Чандлер, Алекса Давалос, Алан Кинг, Харрис Юлин, Колм Фиоре, Сол
Рубинек, Алан Аркин и др. Музыка: Джозеф Витарелли Оператор: Питер
Джеймс
10.11.2003
В оригинале фильм называется "Pancho Villa as himself". В главной
роли снялся Антонио Бандерас. Переводчик сообщил нам следующее: "Антонио
Бандерас и Панчо Вилья в роли Панчо Вильи". Как прикажете это понимать?
Кто такой Панчо Вилья и когда он жил, известно, думаю, всем. Тому, кто
не знает, сообщу: Франсиско Вилья (прозвище - Панчо) - революционный
псевдоним мексиканского крестьянина Доротео Аранго. Годы жизни 1877 -
1923. Руководитель крестьянского движения во время Мексиканской
революции 1910 - 1917. Как всякий успешный революционный лидер, окружен
романтическим ореолом; на самом деле - латиноамериканский Стенька Разин,
харизматический вождь, убийца и террорист. Убит и, условно говоря,
развеян по ветру.
Весьма сомнительно, что студия Дэвида Уорка Гриффита снимала Вилью
на этапе победоносного завершения народного бунта. Фильм Брюса
Бересфорда рассказывает, однако, именно об этом - о том, как некий
молодой помощник Гриффита почти что на свой страх и риск, подпав под
харизматическое влияние Вильи, снимает о его подвигах правдивое немое
кино.
Я не знаю английский настолько хорошо, чтобы улавливать
многочисленные смысловые оттенки языка, но, в общем, понятно: картина
Бересфорда - игровая, более того, это гораздо больше кино про кино,
нежели собственно деромантизированная биография Панчо Вильи, это,
словом, умелая постмодернистская стилизация под документ, нежели
документ как таковой. И в этом смысле, полагаю, стоит расшифровывать
название картины - не "Панчо Вилья в роли самого себя", а "Панчо Вилья,
каким он был", или "...как таковой".
Каков же он, Панчо Вилья, герой мексиканской революции, согласно
Брюсу Бересфорду, Ларри Гилберту и Антонио Бандерасу? Ну, прежде всего,
разумеется, мачо - Бандерас же как-никак, причем Бандерас голливудского
образца. Это у Альмодовара он играл все больше голубых да слабонервных,
то есть собственно говоря лицедействовал. В Голливуде можно зачастую
отделываться позированием. Вилью Бандерас, однако, именно играет. Не
особо напрягаясь, активно задействовав чудотворство визажистов, но
играет. Мужик у него, может, и не доподлинный получается, но, с другой
стороны, согласитесь, Панчо Вилья образца 1914 года (время действия
картины) уже и в самом деле должен был пообтесаться среди разношерстной
толпы бунтарей.
Этаким не барином - не мужиком, своего рода латиноамериканским
Чапаевым и изображает его Бандерас. Таким же видят его и голливудские
(гриффитовские) Петьки, сперва восхищаясь революционным романтизмом
Вильи, подпадая под воздействие его героической харизмы (я бы сказал -
мачистости), но в конце концов и прозревая, ибо в долгом общении с
революционером невозможно не стать когда-нибудь свидетелем его исконной
сущности, или той, что выработалась в ходе долговременной перманентной
войны и определяет уже не только действия и поступки, но самое "я"
героя. Сущность эта нам хорошо известна. Называется она нечаевщиной, а
просматривается лучше всего на примерах практически любого тирана ХХ
века, как бы он ни назывался: вождем ли мирового пролетариата, великим
ли кормчим, отцом народа и т.п.
В основе основ нечаевщины, равно как и в основе основ политики,
лежит, нет, не честолюбие (о народолюбии, понятно, и речи быть не
может), а самое банальное предательство. Интереснее всего в картине
Бересфорда то, что предательство оказывается в основе основ не только
героического мужика Панчо Вильи, но и рафинированного интеллигента
Гриффита, в тяжелый момент для его помощника, снимавшего свой документ в
буквальном смысле под огнем, реквизировавшего отснятые материалы и
смонтировавшего вместо народной трагедии или героической саги банальную
голливудскую мелодраму.
Так проходит мирская слава - в самых разных смыслах. Вот о чем,
по-моему, фильм Брюса Бересфорда.
Картина сделана, особенно смонтирована, мастерски. Откровенная
стилизация (пожалуй, даже откровенно пародийная, несмотря на вполне
серьезное содержание) под типичный биографический фильм перекрещивается
с пародийной стилизацией под немое, в частности именно гриффитовское,
кино. Визуально фильм решен превосходно, однако кажется заятнутым по
причине некой расслабленности драматургии. Картине, кажется, не хватает
действия, поскольку персонажи слишком заданы, статичны и, в общем,
понятны с первых кадров.
Тем не менее - хотя бы за серьезность намерений - следует признать
фильм удачным, а раз так, то и порекомендовать его к просмотру не только
фанатам Бандераса, но и все тем, кому интересно неразвлекательное кино.
В заключение оговорюсь. Может быть и так, что вся моя концепция
прочтения этой ленты неверна. Я просмотрел доступную литературу, дабы
выяснить, нет ли в фильмографии Д.У. Гриффита картины о Панчо Вилье,
ничего не нашел, данный факт сработал как подтверждение моих
предположений, однако и фильмография в книге Л. Трауберга могла быть не
достаточно полной, и историю Голливуда я, разумеется, знаю далеко не в
совершенстве.
В связи с этим прошу моих постоянных корреспондентов указать на
ошибки, если, конечно, они имеются. Я же в таком случае обязуюсь
вернуться к этой рецензии.