лирическая драма Продолжительность: 80 Украина 2002 Режиссер: Сергей Маслобойщиков Продюсер: Сценарий: Сергей Маслобойщиков В ролях: Дмитрий Паленков,
Алла Сергийко, Никон Романченко, Денис Карасев, Наталья Доля, Андрей
Дементьев, Вадим Скуратовский и др. Музыка: Франц Шуберт, Ефим Гофман Оператор: Богдан
Вержбицкий
25.11.2003
Культовый среди украинской интеллигенции, этот фильм был показан
каналом "Культура" в рамках передачи К. Разлогова "Культ кино".
Вероятно, украинские кинолюбы находят в картине некие конкретные
качества, затрагивающие национально-общественные болевые точки. Со
стороны же "Шум ветра" представляется философским стихотворением, в
котором безусловно многое рифмуется с творчеством Тарковского, но еще
большее, пожалуй, с кинематографом Киры Муратовой.
Это: почти полное отсутствие внешней сюжетной линии (происходящее в
кадре мало о чем рассказывает, позволяя лишь догадываться или угадывать
то, что в кадре не происходит), многозначительная бессвязность речи,
алогичность (но не бессмысленность) не то что поступков - бытия как
такового, диалоги, не рассчитанные на слушателя (партнера) и слушателем
(партнером) соответственно не воспринимаемые, центральная, а может быть,
и единственная проблема - проблема, если угодно, не столько обитателей
безвременья, сколько "детей подземелья" (где дети - и дети как таковые
вообще, и конкретный необычный, или одаренный ребенок, и взрослые, не
вышедшие, не сумевшие, да и не пожелавшие выйти из детства, застрявшие в
некоем - советском? - инфантилизме, каковой гениально предугадал
Некрасов: "Суждены им благие порывы, / Но свершить ничего не дано"),
наконец, вечная, прекрасная, Божья природа, вроде бы буйствующая над
миром и над городом во всей силе, однако несущая более всего непременную
печать увядания, запустения. Как, собственно, и сами герои фильма -
отец, мать, сын - вечные российские (именно так!) герои, в том смысле,
что люди они какие-то обмершие, раз навсегда остановившиеся, несмотря на
то, что живут бегОм. Бег же и являет собой, по-видимому, и действие, и
смысл, и символику "Шума ветра". Бег, не приводящий к цели.
И в этом, последнем, смысле-символе (бегущие никуда, не прибегающие
ни к чему) фильм С. Маслобойщикова, просто красивый и страшно красивый,
то, что называется поэтичный фильм, возвышается до уровня философской
притчи не только про жителей сегодняшней Украины, но про всех нас,
россиян и бывших россиян, бывших советских, бывших... так и хочется
сказать - несбывшихся людей.