Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ШУМ ВЕТРА

лирическая драма
Продолжительность: 80
Украина 2002
Режиссер: Сергей Маслобойщиков
Продюсер:
Сценарий: Сергей Маслобойщиков
В ролях: Дмитрий Паленков, Алла Сергийко, Никон Романченко, Денис Карасев, Наталья Доля, Андрей Дементьев, Вадим Скуратовский и др.
Музыка: Франц Шуберт, Ефим Гофман
Оператор: Богдан Вержбицкий


25.11.2003

Культовый среди украинской интеллигенции, этот фильм был показан каналом "Культура" в рамках передачи К. Разлогова "Культ кино". Вероятно, украинские кинолюбы находят в картине некие конкретные качества, затрагивающие национально-общественные болевые точки. Со стороны же "Шум ветра" представляется философским стихотворением, в котором безусловно многое рифмуется с творчеством Тарковского, но еще большее, пожалуй, с кинематографом Киры Муратовой.

Это: почти полное отсутствие внешней сюжетной линии (происходящее в кадре мало о чем рассказывает, позволяя лишь догадываться или угадывать то, что в кадре не происходит), многозначительная бессвязность речи, алогичность (но не бессмысленность) не то что поступков - бытия как такового, диалоги, не рассчитанные на слушателя (партнера) и слушателем (партнером) соответственно не воспринимаемые, центральная, а может быть, и единственная проблема - проблема, если угодно, не столько обитателей безвременья, сколько "детей подземелья" (где дети - и дети как таковые вообще, и конкретный необычный, или одаренный ребенок, и взрослые, не вышедшие, не сумевшие, да и не пожелавшие выйти из детства, застрявшие в некоем - советском? - инфантилизме, каковой гениально предугадал Некрасов: "Суждены им благие порывы, / Но свершить ничего не дано"), наконец, вечная, прекрасная, Божья природа, вроде бы буйствующая над миром и над городом во всей силе, однако несущая более всего непременную печать увядания, запустения. Как, собственно, и сами герои фильма - отец, мать, сын - вечные российские (именно так!) герои, в том смысле, что люди они какие-то обмершие, раз навсегда остановившиеся, несмотря на то, что живут бегОм. Бег же и являет собой, по-видимому, и действие, и смысл, и символику "Шума ветра". Бег, не приводящий к цели.

И в этом, последнем, смысле-символе (бегущие никуда, не прибегающие ни к чему) фильм С. Маслобойщикова, просто красивый и страшно красивый, то, что называется поэтичный фильм, возвышается до уровня философской притчи не только про жителей сегодняшней Украины, но про всех нас, россиян и бывших россиян, бывших советских, бывших... так и хочется сказать - несбывшихся людей.

Рецензия: В. Распопин