Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТРИО

криминальная трагикомедия
Продолжительность: 103
Россия 2003
Режиссер: Александр Прошкин
Продюсер: Виталий Васильченко, Рубен Дишдишян, Вадим Серебренников
Сценарий: Александр Миндадзе
В ролях: Андрей Панин, Михаил Пореченков, Мария Звонарева, Игорь Гордин, Азиз Бейшеналиев, Ирина Лосева, Зоя Буряк и др.
Музыка: Владимир Мартынов
Оператор: Сергей Астахов


02.12.2003

Ранее я видел два фильма Александра Прошкина: очень хороший - "Холодное лето 53 года" и очень... эклектичный "Русский бунт", снятый по мотивам "Капитанской дочки" и "Истории Пугачева" Пушкина (см. рецензию на нашем сайте). "Трио", сохраняя жанровую неопределенность последнего (для боевика в нем слишком мало стреляют, для триллера - почти не пугают, для комедии же, даже и "человевеской", - рассказывают историю и не веселую, и не сатирическую), по драйву будет получше "Бунта". Немудрено - сценарий написал А. Миндадзе, автор значительный и сам по себе, и - особенно - когда работает вместе с В. Абдрашитовым. Здесь, однако, в соавторах у него не Абдрашитов. Потому и история, в общем довольно любопытная и по идее содержательная, как-то провисает, не увлекая приключениями и не дотягивая до социальной драмы, каковой, собственно, всякая сатирическая комедия по большому счету и должна быть.

В том же, что по задумке это скорее всего именно сатирическая, печальная комедия, я, пожалуй, не сомневаюсь. Судите сами: три мента (замурзанный, с трудом связывающий два слова, но гуманный милиционер, к тому же, как выясняется в финале, настоящий Шарапов, то есть непробиваемый семьянин - персонаж А. Панина; лихой женолюб, весельчак и эмвэдэшный Паваротти - персонаж М. Пореченкова; обильногрудая сексбомба, тоскующая по настоящей любви и порядочной семье, - героиня дебютантки в большом кино М. Звонаревой, слегка наигрывающей, по-моему, под Розанову), кося под разудалых дальнобойщиков и примкнувшую к ним проститутку, курсируют в многотонном грузовике по печальным дорогам провинциальной России, где-то в пыльных степях Башкирии, с целью изловить и обезвредить банду убийц и грабителей, промышляющую то рэкетом, а то и кровавым разбоем на автотрассах.

Эта акция, сразу скажу, особо ничего не раскрывая, удается бравой троице лишь отчасти, поскольку, по сюжету, во-первых, все происходящее - псевдодетектив, во-вторых, сегодняшнее криминальное состояние страны - скорее фон, необходимый для психологических характеристик основных персонажей (а вместе с ними - и обрисовки группового портрета современных до-разваливающихся органов). Миндадзе занят, как обычно, прежде всего человеком. Не знаю, его ли в том вина, или все-таки, скорее, режиссера, но, к сожалению, персонажи, исключая, разве что, панинского, получились - не сказать, статичными, но уж привычными - точно. Они как будто бы появились в этой картине прямо из многочисленных ментовских сериалов, такие же резко очерченные, но глубинной проработкой характеров не радующие. Одна-две грубых черты (немота доброго человека, вынужденного заниматься малооплачиваемой, мало кому нужной, да вдобавок еще противоречащей убеждениям его совести, работой - Панина, балагурство и склонность к художественной самодеятельности - Пореченкова, контрастирующие внешность сексбомбы и сущность советской домохозяйки - Звонаревой) - и всё, зритель должен удовлетвориться. И удовлетворился, если бы авторы сосредоточились далее исключительно на сюжете, на драйве, на саспенсе.

Но и сюжет, и драйв, и саспенс - и по задумке, и по жанру - должны оказаться и оказываются обманками. Как обманками оказываются и романтические отношения, возникающие между героями. Как - ох, достанется мне за обобщение! - обманками оказывается само существование правоохранительных органов, да и государства тоже. Потому, надо полагать, что в нашем мире, да еще и в мире профессиональных (бывш.?) правоохранителей, чувствительность противоречит выживанию. Потому, надо полагать, что все происходящее происходит по инерции, а не во имя нормальной государственной, национальной идеи. А если что и есть настоящего - так это не правоохранительная работа, а домашний диван и (у кого есть, опять же) милая толстуха супружница возле ящика с мексиканскими сериалами.

Об этом, наверное, и кино - о невозможности и несостоятельности в наши дни Шарапова (да и Жеглова тоже), о невозможности, немыслимости быть собой, раскрепоститься и довериться даже сослуживцу, о самой, кажется, невозможности быть. Вообще. Каковая невозможность и оговорена закадровым голосом Звонаревой под занавес.

В целом фильм не так уж плох, однако оставил меня с чувством какой-то неудовлетворенности, как бывает в тех случаях, когда заявка или завязка оказываются содержательнее дальнейшего текста.

Рецензия: В. Распопин