криминальная трагикомедия Продолжительность: 103 Россия 2003 Режиссер: Александр Прошкин Продюсер: Виталий
Васильченко, Рубен Дишдишян, Вадим Серебренников Сценарий: Александр Миндадзе В ролях: Андрей Панин,
Михаил Пореченков, Мария Звонарева, Игорь Гордин, Азиз Бейшеналиев,
Ирина Лосева, Зоя Буряк и др. Музыка: Владимир Мартынов Оператор: Сергей Астахов
02.12.2003
Ранее я видел два фильма Александра Прошкина: очень хороший -
"Холодное лето 53 года" и очень... эклектичный "Русский бунт", снятый по
мотивам "Капитанской дочки" и "Истории Пугачева" Пушкина (см. рецензию
на нашем сайте). "Трио", сохраняя жанровую неопределенность последнего
(для боевика в нем слишком мало стреляют, для триллера - почти не
пугают, для комедии же, даже и "человевеской", - рассказывают историю и
не веселую, и не сатирическую), по драйву будет получше "Бунта".
Немудрено - сценарий написал А. Миндадзе, автор значительный и сам по
себе, и - особенно - когда работает вместе с В. Абдрашитовым. Здесь,
однако, в соавторах у него не Абдрашитов. Потому и история, в общем
довольно любопытная и по идее содержательная, как-то провисает, не
увлекая приключениями и не дотягивая до социальной драмы, каковой,
собственно, всякая сатирическая комедия по большому счету и должна быть.
В том же, что по задумке это скорее всего именно сатирическая,
печальная комедия, я, пожалуй, не сомневаюсь. Судите сами: три мента
(замурзанный, с трудом связывающий два слова, но гуманный милиционер, к
тому же, как выясняется в финале, настоящий Шарапов, то есть
непробиваемый семьянин - персонаж А. Панина; лихой женолюб, весельчак и
эмвэдэшный Паваротти - персонаж М. Пореченкова; обильногрудая сексбомба,
тоскующая по настоящей любви и порядочной семье, - героиня дебютантки в
большом кино М. Звонаревой, слегка наигрывающей, по-моему, под
Розанову), кося под разудалых дальнобойщиков и примкнувшую к ним
проститутку, курсируют в многотонном грузовике по печальным дорогам
провинциальной России, где-то в пыльных степях Башкирии, с целью
изловить и обезвредить банду убийц и грабителей, промышляющую то
рэкетом, а то и кровавым разбоем на автотрассах.
Эта акция, сразу скажу, особо ничего не раскрывая, удается бравой
троице лишь отчасти, поскольку, по сюжету, во-первых, все происходящее -
псевдодетектив, во-вторых, сегодняшнее криминальное состояние страны -
скорее фон, необходимый для психологических характеристик основных
персонажей (а вместе с ними - и обрисовки группового портрета
современных до-разваливающихся органов). Миндадзе занят, как обычно,
прежде всего человеком. Не знаю, его ли в том вина, или все-таки,
скорее, режиссера, но, к сожалению, персонажи, исключая, разве что,
панинского, получились - не сказать, статичными, но уж привычными -
точно. Они как будто бы появились в этой картине прямо из многочисленных
ментовских сериалов, такие же резко очерченные, но глубинной проработкой
характеров не радующие. Одна-две грубых черты (немота доброго человека,
вынужденного заниматься малооплачиваемой, мало кому нужной, да вдобавок
еще противоречащей убеждениям его совести, работой - Панина, балагурство
и склонность к художественной самодеятельности - Пореченкова,
контрастирующие внешность сексбомбы и сущность советской домохозяйки -
Звонаревой) - и всё, зритель должен удовлетвориться. И удовлетворился,
если бы авторы сосредоточились далее исключительно на сюжете, на драйве,
на саспенсе.
Но и сюжет, и драйв, и саспенс - и по задумке, и по жанру - должны
оказаться и оказываются обманками. Как обманками оказываются и
романтические отношения, возникающие между героями. Как - ох, достанется
мне за обобщение! - обманками оказывается само существование
правоохранительных органов, да и государства тоже. Потому, надо
полагать, что в нашем мире, да еще и в мире профессиональных (бывш.?)
правоохранителей, чувствительность противоречит выживанию. Потому, надо
полагать, что все происходящее происходит по инерции, а не во имя
нормальной государственной, национальной идеи. А если что и есть
настоящего - так это не правоохранительная работа, а домашний диван и (у
кого есть, опять же) милая толстуха супружница возле ящика с
мексиканскими сериалами.
Об этом, наверное, и кино - о невозможности и несостоятельности в
наши дни Шарапова (да и Жеглова тоже), о невозможности, немыслимости
быть собой, раскрепоститься и довериться даже сослуживцу, о самой,
кажется, невозможности быть. Вообще. Каковая невозможность и оговорена
закадровым голосом Звонаревой под занавес.
В целом фильм не так уж плох, однако оставил меня с чувством
какой-то неудовлетворенности, как бывает в тех случаях, когда заявка или
завязка оказываются содержательнее дальнейшего текста.