драма Продолжительность: 93 Польша - США 2003 Режиссер: Юрек Богаевич Продюсер: Зев Браун, Филипп Крупп, Эви Лернер Сценарий: Юрек Богаевич В ролях: Хелли Джоел Осмент, Уиллем Дэфо, Олаф Любашенко, Малгожата
Форемняк, Лайам Хесс, Ричард Банел, Ольга Фриц, Анджей Грабовский,
Войцех Смолярж, Дората Пьясечка и др. Музыка: Ян Качмарек Оператор: Павел Эдельман
03.12.2003
1942 год. Оккупированная Польша. Предчувствуя близкую гибель,
родители отправляют маленького еврейского мальчика Ромека из Варшавы в
далекую деревню, в семью крестьянина, хорошего знакомого отца, надеясь
на то, что ребенку удастся выжить. Городской, воспитанный в иудаистских
традициях, однако еще не закомплексованный религиозными традициями
мальчик попадает в мир, с одной стороны, сугубо католический, с другой -
в мир с растерзанной оккупантами моралью. В мир взрослых, где Бог-отец
умер и вместо него теперь мужественный, но растерявшийся человечный
батюшка (прекрасная роль Уиллема Дэфо), а с именем Бога-сына не только
защищаются правые, но и уничтожают все живое виноватые. В мир детей, где
добрый отец-крестьянин (Бог для сына), укрывший в своем доме варшавского
еврейчонка, безвинно погибает, а несмышленый, но и всевидящий сын его -
совсем маленький ребенок - осознанно принимает на себя миссию Спасителя,
чтобы, отчаявшись в попытках вернуть отца, пойти на заклание ради людей:
знакомых и незнакомых, соседей, поляков и евреев, местной
девочки-подростка, повторившей судьбу Марии Магдалины, родного брата,
сделавшегося поневоле апостолом Петром, и еврейского мальчика Ромека
(глазами которого показаны все события фильма) - быть может, евангелиста
Иоанна.
В этой потрясающей притче (безусловно одной из лучших лент в
мировом кинематографе за последние годы) слиты воедино несколько
художественных миров: кинговский (повесть "Тело"), спилберговский
("Список Шиндлера) и "тарковский" ("Зеркало"), слиты гармонично,
прекрасно и страшно, неслиянно и нераздельно, как Троица, неразрывно и
неизбывно, как мир и война, как верность и предательство, непостижимо и
душераздирающе, как ужас, охватывающий детское сознание, когда к
человеку впервые приходит опаляющая мысль о собственной неизбежной
смерти. Только здесь еще страшнее, еще реальнее, еще контрастнее:
смерть, предательство, подлость, бессмысленное, не поддающееся пониманию
уничтожение постигается детьми на фоне вечной и вечно прекрасной,
сияющей природы, в противопоставлении пробуждающейся (быть может,
слишком рано) чувственности.
Этот-то Божий мир, эта природа, созданная для нас, нам не
принадлежит, покуда мы не отвоюем ее у нелюдей, даже заплатив
собственными жизнями. Но не всегда - даже на войне, даже в детстве -
наша борьба пряма и бескомпромиссна. Человек слаб, тем более слаб
ребенок, и каждый из героев картины Юрека Богаевича проходит свой путь
сомнений и отступничества. Кроме одного. Кроме Христа. Кроме того
маленького польского мальчика, который, не зная еще пророческого
вдохновения, принял на себя крестную ношу так же спокойно, естественно и
беспорочно, как прожил на свете свои 7-8 лет. Не ВО ИМЯ, а просто из
любви к убитому трусливым соседом отцу, к славной, но слабой матери
(никак уж не Богоматери - и этот, контрастный прочим символическим
персонажам фильма, образ, кажется, величайшая находка режиссера), к
соседской девочке, смутившей не только физический, но и душевный покой
всех окрестных ребятишек, за что и изнасилованной недорослем-подонком, к
брату своему и ставшему братом еврейскому мальчику... Воистину, для
чистых сердцем и сильных любовью несть ни еллина, ни иудея.
Только вот немного их, чистых сердцем и сильных любовью. Но они
были, есть и будут всегда, даже во времена войн и смут, даже в нашем,
забывшемся - себя забывшем - в пластилиновых соплях настоящем.