мелодрама Продолжительность: 111 Россия 2002 Режиссер: Игорь Масленников Продюсер: Сценарий: Аркадий Высоцкий В ролях: Юлия
Маврина, Аристарх Ливанов, Алла Демидова, Михаил Трухин, Игорь Лифанов,
Зинаида Кириенко и др. Музыка: Владимир Дашкевич Оператор: Валерий Мартынов
13.01.2004
О чем кино про кино про дурочку, нет, блаженную, откуда-то (да все
оттуда же, из кино, из Феллини пополам с Бонадрчуком, пропущенным, ясное
дело, через формановское "Кукушкино гнездо", перепоставленное
Кончаловским в "Доме дураков") взявшуюся в постели (особняке, на
ранне-михалковском, из его чеховско-гончаровских штудий, пленэре) нового
русского, олигарха, парвеню из Пскова, в упор не видящую в своем
лощеном, втрое ее старшем благоверном бандюгана вне закона, сочиняющую
меж бездельем и грёзами письма вперемешку с модными ныне средь родных
осин японскими хокку, письма, говорю, листки из дневника ни про что то
ли в никуда, то ли в психбольницу некой Эльзе?.. О чем кино? О ком кино,
любующееся закатами-рассветами-туманами едва ль не пушкинских вотчин,
наташами ростовыми, вышедшими не за пьеров-андреев, а за, "грёбаный
Экибастуз", березовского без политических амбиций, которого после
парочки свиданий бабочки с пауком рванут к едрене фене со всеми
потрохами ни за что ни про что и за что и про что и заменят в постели
блаженной сперва егорпрокудиным в семейных трусах, но без шукшинского
оглаживания березок, а потом и вовсе солдатской групповухой не то чтобы,
правда, вовсе без человеческих чувств - все ж таки рас-сейские мы, живем
по понятиям и не без гуманности. О ком кино, опять же? О кукольных дел
мастере, сошедшем в наши палестины то ли из бергмановского "Фанни и
Александра", то ли из феллиниевской "Дороги", то ли из советских сказок
"Вдоль по дороге, вдоль по дороге"? Или, может, об этой самой Эльзе,
кажется, перекочевавшей в масленниковский дурдом из тарковского
"Зеркала"? О ком кино, о чем кино? Вот об этой, верно, "роуд муви" из
дома в дурдом, потому что, видать, больше некуда податься "идиоту" в
юбке, изнасилованной бабочке, утратившей то, чего и не имела - всё,
беглянке из ниоткуда в никуда...
Другой вопрос - как к этому краткому курсу кино относиться? Можно,
разумеется, напустить на себя умный вид, а вам - пыли в глаза и сказать,
что, это, мол, постмодернизм и тонкий символизм, ребята, перемежающийся
жестко схваченными реалиями постсоветского бытия. Можно. Только зачем?
Лев Аннинский - не нам чета! - во втором номере "Искусства кино" за этот
год сказал, как припечатал: "Что поразительно: в этих сугубо сегодняшних
ситуациях она (героиня. - В.Р.) умудряется оставаться наивной дурочкой.
Вообще-то странно: в жены к олигархам обычно пробиваются дамы, кое-что
знающие о жизни... А вот что делать с этим искусственным комнатным
цветком, с этой недотрогой, умеющей только петь и плакать, с этой
стреко... простите, по фильму - "бабочкой" (а еще бы лучше сказать -
Дюймовочкой. - В.Р.), режиссер Игорь Масленников, похоже, так и не может
решить.
В конце концов он пристраивает ее в сумасшедший дом (где очень
кстати ждет ее адресатка писем, та самая "Эльза"), а мы возвращаемся в
нашу действительность, которая, фигурально говоря, разумеется, безумна,
но зато не выдумана" (С. 61).
Мне остается добавить про красивую музыку Дашкевича и
по-голливудски профессиональную камеру Мартынова, которые, однако, как в
Голливуде, но с точностью до наоборот, не в силах ни объяснить задачи
картины, ни оживить некоторую, может, и нарочитую истуканность всех без
исключения персонажей, явленную как неизвестными исполнителями, так и
мэтрами отечественного кино, в том числе и Аллой Демидовой (что лишний
раз подчеркивает справедливость утверждения: в кинематографе хозяин один
- режиссер, или продюсер). Своеобразие же, скажем, чтоб не обидеть,
драматургии Высоцкого-младшего оставлю без комментариев: и где он взял
такую песню? Где - не вопрос: опять же в старом кино. Но вот зачем, ради
чего вся эта цитатность - вашему рецензенту самому себе объяснить так и
не удалось. Впрочем, может, это только моя беда.