научно-популярный фильм Продолжительность: 54 США 1988 Режиссер: Ларри Клейн Продюсер: Рэй Хаббард, Ларри Клейн, Марк Олшэккер Сценарий: Марк Олшэккер (по книге Дэвида
Маккалея) В ролях: Музыка: Йен Лланде, Майк
Хевер Оператор: Рон ван Ностранд
19.01.2004
Наши знания о Древнем Египте достаточно обширны и в то же время
несовершенны. Величайшие из чудес света и архитектурных свершений
челоевечества - пирамиды - о многом рассказывают пытливым ученым, но,
вероятно, еще большее скрывают от нас. Как и всякая архаическая
культура, как и любая древняя религия.
Фильм, снятый американскими кинематографистами по книге Дэвида
Маккалея, сочетая видовые и анимационные эпизоды с доступным
среднеобразованному гражданину рассказом об азах древнеегипетской
мифологии, культуры и политики, предназначен, как мне представляется,
прежде всего для учащихся среднего звена, поскольку, в общем, не требует
дополнительного комментария учителя.
Картина сделана просто, как все, что делается американской
киноиндустрией, чуть, пожалуй, излишне легковесно, и в то же время
искусно. В рассказ комментатора, живой, почти игровой, сопровождающийся
качественным видеорядом и раскручивающийся вокруг строительства пирамиды
Хеопса, в рассказ, повествующий о временах "былинных", о многообразных
искусствах древних египтян, их представлениях о реальной и загробной
жизни, время от времени встраивается - как альбом иллюстраций -
рисованная мультипликация, воспроизводящая тот же самый сюжет, так
сказать, в доступной учащимся художественной форме (борьба за власть
многочисленных сыновей фараона, подковерная политическая борьба,
жестокие убийства соперников и проч.). "Ученой" картины этот "оживляж"
не портит, если, конечно, воспринимать фильм "Пирамида" именно как
дополнительный материал к учебной программе средней школы.
Если же подходить к работе Ларри Клейна и Марка Олшэккера с более
серьезными требованиями, например, в плане периодизации древнеегипетской
истории, более-менее серьезного истолкования мифологии, даже различных
взглядов на принципы устройства и строительства пирамид, то вряд ли
картина удовлетворит взыскательного зрителя. Впрочем, в качестве
адресата подобной продукции взыскательный зритель вряд ли когда-либо и
кем-либо (а уж американцами и подавно) берется в расчет.
"Загадку великой пирамиды", таким образом, вполне можно
рекомендовать школьным видеотекам в качестве дополнительного наглядного
пособия к урокам истории Древнего Мира.