Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЗАГАДКА ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЫ (PYRAMID)

научно-популярный фильм
Продолжительность: 54
США 1988
Режиссер: Ларри Клейн
Продюсер: Рэй Хаббард, Ларри Клейн, Марк Олшэккер
Сценарий: Марк Олшэккер (по книге Дэвида Маккалея)
В ролях:
Музыка: Йен Лланде, Майк Хевер
Оператор: Рон ван Ностранд


19.01.2004

Наши знания о Древнем Египте достаточно обширны и в то же время несовершенны. Величайшие из чудес света и архитектурных свершений челоевечества - пирамиды - о многом рассказывают пытливым ученым, но, вероятно, еще большее скрывают от нас. Как и всякая архаическая культура, как и любая древняя религия.

Фильм, снятый американскими кинематографистами по книге Дэвида Маккалея, сочетая видовые и анимационные эпизоды с доступным среднеобразованному гражданину рассказом об азах древнеегипетской мифологии, культуры и политики, предназначен, как мне представляется, прежде всего для учащихся среднего звена, поскольку, в общем, не требует дополнительного комментария учителя.

Картина сделана просто, как все, что делается американской киноиндустрией, чуть, пожалуй, излишне легковесно, и в то же время искусно. В рассказ комментатора, живой, почти игровой, сопровождающийся качественным видеорядом и раскручивающийся вокруг строительства пирамиды Хеопса, в рассказ, повествующий о временах "былинных", о многообразных искусствах древних египтян, их представлениях о реальной и загробной жизни, время от времени встраивается - как альбом иллюстраций - рисованная мультипликация, воспроизводящая тот же самый сюжет, так сказать, в доступной учащимся художественной форме (борьба за власть многочисленных сыновей фараона, подковерная политическая борьба, жестокие убийства соперников и проч.). "Ученой" картины этот "оживляж" не портит, если, конечно, воспринимать фильм "Пирамида" именно как дополнительный материал к учебной программе средней школы.

Если же подходить к работе Ларри Клейна и Марка Олшэккера с более серьезными требованиями, например, в плане периодизации древнеегипетской истории, более-менее серьезного истолкования мифологии, даже различных взглядов на принципы устройства и строительства пирамид, то вряд ли картина удовлетворит взыскательного зрителя. Впрочем, в качестве адресата подобной продукции взыскательный зритель вряд ли когда-либо и кем-либо (а уж американцами и подавно) берется в расчет.

"Загадку великой пирамиды", таким образом, вполне можно рекомендовать школьным видеотекам в качестве дополнительного наглядного пособия к урокам истории Древнего Мира.

Рецензия: В. Распопин