Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЛЮДВИГ БАВАРСКИЙ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛОЭНГРИНА

научно-популярный фильм
Продолжительность: 53
Россия - Германия 2002
Режиссер: Максим Ладыгин
Продюсер: Андрей Букин, Илья Бузукашвили, Юлия Морозова.
Сценарий: Илья Бузукашвили
В ролях:
Музыка: Рихард Вагнер, Иоганн-Себастьян Бах, Жан-Клод Дебюсси, Тревор Джонс и др.
Оператор: Алексей Стешин


19.01.2004

История ликом прекрасного, прекраснодушного, во всех смыслах голубого и несчастного короля Баварии Людвига II, эдакого последнего в истории западного человечества Дон Кихота, некогда прекрасно и трагически рассказанная великим Лукино Висконти в четырехсерийном художественном телефильме, видимо, продолжает волновать кинематографистов удивительной красотой и высокой лиричностью. Но то, что Висконти подал как культурно-политический трагифарс, документалисты Илья Бузукашвили и Максим Ладыгин разрешают как романтическую балладу.

По хрустально прозрачным озерным водам, отражающим спелую зелень горных лесов и всевозможного разнотравья, скользит белый лебедь, символизирующий последнего рыцаря (то ли оперного Лоэнгрина, то ли самого Людвига, то ли рыцаря - вообще), обитателя полтысячелетия тому назад окончательно покинувшего человечество куртуазного мироустройства, явления почти исключительно литературного, в реальности же скорее желанного, нежели имевшего место быть, воспетого трубадурами, миннезингерами и труверами во множестве лирических стихотворений, песен и стихотворных романов. Короче говоря, символизирует длинношеяя водоплавающая птица фигуру из "золотого", героического века.

Сей балладный рыцарь-лебедь, как известно, в ХХ веке сделался, как и вагнеров Лоэнгрин, как и философия другого последнего "Дон Кихота" - Ницше - "крестоносной" эмблемой национал-социализма, в чем, впрочем, нет решительно никакой вины ни "былинного" Лоэнгрина, ни вполне реальных Вагнера, Ницше, Людвига, ни даже и самых настоящих крестоносцев. Среди прочего именно об этом - виноват ли Людвиг Баварский в будущих преступлениях нацистов против человечества - и размышлял в своем шедевре Висконти. Для Бузукашвили и Ладыгина такого вопроса нет. Как нет и вопроса, чего стоили (и чего, кстати, превосходно сохраняемые, стоят сегодня) баварским налогоплательщикам прекраснодушные грезы их короля, вколачивавшего в 60-е гг. XIX века колоссальные (пусть, как убеждают нас авторы, и из собственного кармана) суммы в строительство потрясающих красотой и гармоничностью рыцарских замков, копий Версаля и иных, столь же во времена окончательно победившей буржуазии анахроничных проектов.

Все сказанное мною здесь и многое другое, отложенное до разговора о фильме Висконти, остается за пределами не столько, пожалуй, научно-популярного, или учебного, сколько видового фильма "Возвращение Лоэнгрина", снятого российскими документалистами, по-видимому, на деньги "Люфтганзы".

Что же рассказано о Людвиге Баварском? Во-первых, то, что он был красив - ликом, помыслами, культурными устремлениями. Во-вторых, по контексту можно понять, что он был не совсем нормален, как в смысле половой ориентации, так и в плане политической деятельности. Он был не-тиран. А не-тиран на троне любой страны и в любое время (тем более в "Век девятнадцатый, железный"!) - нонсенс. В-третьих, из фильма мы узнаём, что король любил музыку, вытащил из долговой ямы композитора Рихарда Вагнера, подарил ему театры и публику, после чего - третируемый придворными за расточительство, прекраснодушие и аполитичность - сперва укрылся в специально для него построенную "сторожку" ценой в эдак полмиллиарда гульденов, или, может, марок, а затем был таки арестован и то ли утоплен, то ли утопился сам (на пару почему-то с доктором, то ли приставленным следить за ним, то ли скрашивающим досуг короля, может, учеными, а может, любовными утехами) в пруду, по которому теперь (и всегда) плавно скользит гордошеий белый лебедь.

Но Бог с ним, с Людвигом, не только и, пожалуй, не столько о Людвиге рассказывает видовой фильм М. Ладыгина и И. Бузукашвили. Он рассказывает о той почти невозможной красоте природы, которую Людвиг, безусловно, понимал, ценил и, украшая по-своему, старался не испортить. Он рассказывает о том, ЧТО построил в этом заповедном уголке Германии Людвиг. Правильнее было бы сказать - о том, что построили здесь во времена Людвига зодчие, живописцы, скульпторы, оставшиеся - для зрителей картины Ладыгина и Бузукашвили - безымянными.

Достанет ли у них, зрителей, терпения, отсмотрев всю эту лепоту продолжительностью в час, озвученную дивными же мелодиями Вагнера и Дебюсси, узнать о последнем рыцаре, его судьбе и эпохе, его окружении и созданиях его странного гения большее, нежели рассказано в фильме? Да и - вопрос - столь безальтернативное восхищение красотой самого героя и творениями его, быть может, вдохновенной натуры, быть может, тщеславия - не избыточно ли само по себе, то есть не отобьет ли охоты у зрителя продолжить знакомство с этой полумифической фигурой на ином, более глубоком и - главное - трезвом уровне?

Сам же по себе и именно как видовой фильм "Возвращение Лоэнгрина" и музыкален, и живописен, и грациозен, и вдохновен (на мой вкус - до сиропности), иначе говоря, может быть использован (с толковым собственным комментарием) учителем истории в старших классах, безусловно вызовет восхищение прекрасной половины человечества, подарит минуты вдохновения юным стихотворцам, но, увы, почти ничего не сообщит тем, кто предъявляет к кинематографу (тем более - научно-популярному) требования аналитичности, разнообразия исторических, культурных и политических оценок, наконец, просто трезвого взгляда потомков на "дела давно минувших дней" и исторические фигуры, те дела вершившие.

Рецензия: В. Распопин