научно-популярный фильм Продолжительность: 53 Россия - Германия 2002 Режиссер: Максим Ладыгин Продюсер: Андрей Букин, Илья Бузукашвили,
Юлия Морозова. Сценарий: Илья Бузукашвили В ролях: Музыка: Рихард Вагнер, Иоганн-Себастьян Бах, Жан-Клод
Дебюсси, Тревор Джонс и др. Оператор: Алексей Стешин
19.01.2004
История ликом прекрасного, прекраснодушного, во всех смыслах
голубого и несчастного короля Баварии Людвига II, эдакого последнего в
истории западного человечества Дон Кихота, некогда прекрасно и
трагически рассказанная великим Лукино Висконти в четырехсерийном
художественном телефильме, видимо, продолжает волновать
кинематографистов удивительной красотой и высокой лиричностью. Но то,
что Висконти подал как культурно-политический трагифарс, документалисты
Илья Бузукашвили и Максим Ладыгин разрешают как романтическую балладу.
По хрустально прозрачным озерным водам, отражающим спелую зелень
горных лесов и всевозможного разнотравья, скользит белый лебедь,
символизирующий последнего рыцаря (то ли оперного Лоэнгрина, то ли
самого Людвига, то ли рыцаря - вообще), обитателя полтысячелетия тому
назад окончательно покинувшего человечество куртуазного мироустройства,
явления почти исключительно литературного, в реальности же скорее
желанного, нежели имевшего место быть, воспетого трубадурами,
миннезингерами и труверами во множестве лирических стихотворений, песен
и стихотворных романов. Короче говоря, символизирует длинношеяя
водоплавающая птица фигуру из "золотого", героического века.
Сей балладный рыцарь-лебедь, как известно, в ХХ веке сделался, как
и вагнеров Лоэнгрин, как и философия другого последнего "Дон Кихота" -
Ницше - "крестоносной" эмблемой национал-социализма, в чем, впрочем, нет
решительно никакой вины ни "былинного" Лоэнгрина, ни вполне реальных
Вагнера, Ницше, Людвига, ни даже и самых настоящих крестоносцев. Среди
прочего именно об этом - виноват ли Людвиг Баварский в будущих
преступлениях нацистов против человечества - и размышлял в своем шедевре
Висконти. Для Бузукашвили и Ладыгина такого вопроса нет. Как нет и
вопроса, чего стоили (и чего, кстати, превосходно сохраняемые, стоят
сегодня) баварским налогоплательщикам прекраснодушные грезы их короля,
вколачивавшего в 60-е гг. XIX века колоссальные (пусть, как убеждают нас
авторы, и из собственного кармана) суммы в строительство потрясающих
красотой и гармоничностью рыцарских замков, копий Версаля и иных, столь
же во времена окончательно победившей буржуазии анахроничных проектов.
Все сказанное мною здесь и многое другое, отложенное до разговора о
фильме Висконти, остается за пределами не столько, пожалуй,
научно-популярного, или учебного, сколько видового фильма "Возвращение
Лоэнгрина", снятого российскими документалистами, по-видимому, на деньги
"Люфтганзы".
Что же рассказано о Людвиге Баварском? Во-первых, то, что он был
красив - ликом, помыслами, культурными устремлениями. Во-вторых, по
контексту можно понять, что он был не совсем нормален, как в смысле
половой ориентации, так и в плане политической деятельности. Он был
не-тиран. А не-тиран на троне любой страны и в любое время (тем более в
"Век девятнадцатый, железный"!) - нонсенс. В-третьих, из фильма мы
узнаём, что король любил музыку, вытащил из долговой ямы композитора
Рихарда Вагнера, подарил ему театры и публику, после чего - третируемый
придворными за расточительство, прекраснодушие и аполитичность - сперва
укрылся в специально для него построенную "сторожку" ценой в эдак
полмиллиарда гульденов, или, может, марок, а затем был таки арестован и
то ли утоплен, то ли утопился сам (на пару почему-то с доктором, то ли
приставленным следить за ним, то ли скрашивающим досуг короля, может,
учеными, а может, любовными утехами) в пруду, по которому теперь (и
всегда) плавно скользит гордошеий белый лебедь.
Но Бог с ним, с Людвигом, не только и, пожалуй, не столько о
Людвиге рассказывает видовой фильм М. Ладыгина и И. Бузукашвили. Он
рассказывает о той почти невозможной красоте природы, которую Людвиг,
безусловно, понимал, ценил и, украшая по-своему, старался не испортить.
Он рассказывает о том, ЧТО построил в этом заповедном уголке Германии
Людвиг. Правильнее было бы сказать - о том, что построили здесь во
времена Людвига зодчие, живописцы, скульпторы, оставшиеся - для зрителей
картины Ладыгина и Бузукашвили - безымянными.
Достанет ли у них, зрителей, терпения, отсмотрев всю эту лепоту
продолжительностью в час, озвученную дивными же мелодиями Вагнера и
Дебюсси, узнать о последнем рыцаре, его судьбе и эпохе, его окружении и
созданиях его странного гения большее, нежели рассказано в фильме? Да и
- вопрос - столь безальтернативное восхищение красотой самого героя и
творениями его, быть может, вдохновенной натуры, быть может, тщеславия -
не избыточно ли само по себе, то есть не отобьет ли охоты у зрителя
продолжить знакомство с этой полумифической фигурой на ином, более
глубоком и - главное - трезвом уровне?
Сам же по себе и именно как видовой фильм "Возвращение Лоэнгрина" и
музыкален, и живописен, и грациозен, и вдохновен (на мой вкус - до
сиропности), иначе говоря, может быть использован (с толковым
собственным комментарием) учителем истории в старших классах, безусловно
вызовет восхищение прекрасной половины человечества, подарит минуты
вдохновения юным стихотворцам, но, увы, почти ничего не сообщит тем, кто
предъявляет к кинематографу (тем более - научно-популярному) требования
аналитичности, разнообразия исторических, культурных и политических
оценок, наконец, просто трезвого взгляда потомков на "дела давно
минувших дней" и исторические фигуры, те дела вершившие.