криминальная драма Продолжительность: 104 США 2002 Режиссер: Джеймс Кокс Продюсер: Майкл Пассоринек, Холли Вьерсма Сценарий: Джеймс Кокс, Кэптэйн Моузнер,
Тодд Сэмовиц, Лористон Скотт В ролях: Вэл
Килмер, Лиза Кудроу, Кэйт Босуорт, Дилан Макдермотт, Джош Лукас, Кэрри
Фишер, Эрик Богосян, Тед Левайн, Тим Блэйк Нелсон и др. Музыка: Клифф
Мартинес Оператор: Майкл Грэди
26.01.2004
ЖЗЛ по-американски. В качестве "замечательного" человека, так
сказать, героя без страха и упрёка - порностар, наркоман и лиходей Джон
Холмс, чей "образ незабвенный" памятен видеоманам старшего поколения.
Кто сказал, что у порностара не может быть личной драмы? Я не
говорил. Может. Вопрос - кому она, кроме полиции и подельников,
интересна?
Если верить авторам довольно-таки крепкого, но уже в силу фигуры
главного героя незначительного фильма, напоминающего - в сниженном,
конечно, варианте и уменьшенном масштабе - личные драмы (и повествующие
о том фильмы, например, "The Doors" Оливера Стоуна) звёзд от
шоу-бизнеса, сей сэр Джон (не путать с Шерлоком) Холмс, умерший от
профессионального заболевания, именуемого коротко и сурьёзно СПИДом, в
начале 80-х, оставил за собой шлейф жертв и поныне до конца не
разгаданных загадок. Одну из таких, вероятно, самую главную, и пытаются
разгадать на наших глазах Джеймс Кокс и компания.
Из текста выходит, что запутавшийся в дуреющих от его... э-э...
физиологических достоинств бабах (причем не в профессионалках, ибо
профессиональная деятельность порностара остаётся, в общем, за рамками
фильма), жаждущий денег и наркотиков (понимая то и другое как свободу),
Холмс, как классный шпион, успешно подставляет, сам почти не пострадав,
две противоборствующие стороны: крупного гангстера, торгующего наркотой,
и компанию своих дружков, лоботрясов и наркоманов, охотно и бестрепетно
идущих на любое преступление. Помимо того, подставляет этот
"замечательный человек" и полицию - как продажную, так и честно блюдущую
интересы обычных граждан. То бишь, надо понимать, перед нами не столько
личная драма народного, с позволения сказать, артиста, сколько драма
самого народа - общества, подобных артистов плодящего.
Тоже мне, "герой нашего времени"!.. А ведь, по всему выходит, так:
эдакий пикаро без шутовства. Эдакий ма-аленький и га-аденький
человечишко с пребольшим... Н-да, "племени младому" не следовало бы
смотреть, господа родители, грязно всё это, хоть и без особых, вроде,
излишеств.
Так о чем, бишь, я? Да, о "герое". У Стоуна тот же Вэл Килмер играл
драму талантливого человека, сошедшего с круга в жажде не наслаждений, а
проникновения в скрытую суть мироздания, в тайны музыкального
вдохновения. Здесь Килмер пытается изобразить бесстыдника и никчемуху,
стыдясь, явно стыдясь и профессии своего персонажа, и его человеческой
бездарности. И тут - чуть-чуть - проглядывает сатира, робкая,
голливудская, далеко не дотягивающая до уровня, предъявленного - в
разрешении по сути той же темы - Форманом в образцовой для жанра "ЖЗЛ
по-американски" картине "Народ против Ларри Флинта". Там была история
именно сатирическая и потому страшная и трагичная для героя и
олицетворяемого им (противостоя) общества. Здесь - не знаю, хотели этого
авторы фильма или нет - пародия на таковую. Ну да ведь и герой в целом
(за исключением одного фрагмента) помельче: не Флинт и уж никак не
Шерлок.
Резюмирую. Фильм Джеймса Кокса "Страна чудес" содержит в себе
зачатки социальной сатиры, однако, именно на уровне эмбриона. Тем лишь,
по-моему, и интересен он для сколько-нибудь серьёзного зрителя.