Лукас Мудиссон, один из наиболее симпатичных мне современных
европейских режиссёров (см. на нашем сайте рецензии на его фильмы
"Покажи мне любовь" и "Лиля навсегда") здесь, как и обычно, работает в
жанре мелодрамы, но не трагической, как в "Лиле", и не близкой к
трагической, как в "Покажи мне любовь", а скорее фарсовой, причём
работает не только с детьми и подростками, но и со взрослыми, однако
прежде всего он работает всё-таки для детей, во имя подростков. И не
только потому, что поистине главные герои его фильма - дети, но и
потому, что все люди - дети, по крайней мере, были когда-то детьми,
потому что самые лучшие люди - те из нас, в ком эта память о детстве
сохранилась.
Пересказывать содержание картины достаточно затруднительно,
поскольку, несмотря на присущую стилистике Мудиссона театральную
камерность, драматургия картины достаточно головоломна, сюжетных линий
множество, все герои (а их, детей и таких же детей - взрослых, минимум
полтора десятка) - главные, каждый из них являет продуманную,
очень-очень хорошо сыгранную, отчасти пролонгированную в зрительское
домысливание, а отчасти и прослеженную на экране судьбу. Если всё-таки
попытаться сделать это, хотя бы поверхностно, сюжет раскручивается
примерно следующим образом...
Швеция, спальный район, или пригород 70-х. В соседстве типичных
мелких буржуа существует "шведская" семья, населяемая разнополыми и
совсем не юными внешне хиппи, среди которых славный
парень-гомосексуалист, разведённая женщина, воображающая себя
одновременно лесбиянкой и последовательницей восточной религиозной
философии, её муж, до поры отклоняющий ухаживания славного парня с
"голубыми" поползновениями, ещё ряд граждан, олицетворяющих
прорывающиеся в европейский мир сексуальные, политические и прочие
свободы, наконец добродушнейший бородач, мазохистски влюблённый в
стервозную дурочку. Живут все они в одном домике принципиально без
телевизора, мужчины готовят кашу, рассуждая, конечно же, о всех и
всяческих свободах. На стенах, натурально, портреты Че Гевары.
Однажды бородач, откликаясь на телефонный звонок сестры, самой
заурядной мещанки, мужней жены и матери дочери-подростка и маленького
мальчишки, узнаёт о том, что сестра в очередной раз побита пьяным мужем,
больше так жить не может и просит брата как-нибудь ей помочь.
Что он, "безлошадный" мазохист, может, кроме как сесть за руль
общего для "шведской" семьи фургончика и привезти сестру и её детишек в
общий "кошкин дом", где она отныне будет постигать "чужой... язык и
нравы", а её дочь и сын - проводить оставшееся детство и отрочество, так
сказать, "в людях". Параллельно зритель будет следить за мучениями
оставленного наедине с бутылками, драчливого, но в сущности тоже совсем
неплохого отца семейства, покуда он не справится с собственными пороками
и не поймёт, что коммуна есть единственное убежище в этом мире для людей
с добрым сердцем, как и все те из персонажей, для кого имено общежитие,
а не интеллектуальные заморочки, предстанет в самом деле домом родным, а
не преходящим увлечением глупой молодости.
Человеческая жизнь, если относиться к людям с любовью,
действительно и комична, и мелодраматична, и трагикомична. Особенно та,
которую проживают наши родители, люди близкие, любимые, хорошо знакомые,
в детстве нами критикуемые и непризнаваемые в качестве авторитетов. Наша
собственная жизнь уже, конечно, не так смешна и сентиментальна. Для нас.
А для наших детей?..
В общем, вот об этом фильм Мудиссона "Вместе": об отцах и детях,
которым надо быть вместе в радости и беде, об отцах, которые только
тогда и отцы, когда способны ранним зимним утром плюнуть на дела и
политическую трепотню, просто для того, чтобы погонять с ребятишками мяч
по чистому белому снегу, и о детях, которые, ставши взрослыми, с
любовью, юмором и счастливой грустью вспоминают своих сумасшедших отцов,
- не потому, что сами они такие уж правильные, а как раз наоборот -
потому, что они ТАКИЕ ЖЕ. Потому что их отцы смогли когда-то заставить
себя быть с ними ВМЕСТЕ. Потому и они - спустя десятилетия, став отцами,
сами могут теперь быть ВМЕСТЕ со своими родителями и со своими детьми.
Хоть в "шведской" семье, хоть в обычной.
Фильм о толерантности, фильм о человечности, весёлый, печальный и
мудрый, светлый фильм о живых людях. Посмотрите его обязательно, если
ещё не видели, посмотрите сами и не гоните от экранов детей: не всякий
эрос опасен для их нравственности.
В заключение приведу фрагмент из небольшой рецензии М. Иванова,
представившего эту картину посетителям сайта "Видеогид"
(http://www.videoguide.ru/). Автор в обычной для себя лапидарной манере
сообщает мнения и сведения, под которыми ваш рецензент безусловно готов
подписаться.
"Это изучение характеров в определённой среде. Снята картина в
манере, напоминающей работы проекта "Догма", музыкального ряда почти нет
(только часто звучат песни группы "АББА"), и часто используется ручная
камера <...> картина Лукаса Мудиссона... может быть, поколенческая, но
посмотреть её будет забавно всем.
Вот что пишет об этом фильме сам режиссёр: "Я начал этот проект,
глубоко симпатизируя идеалам и утопическим мечтам моих персонажей. Эти
персонажи мне очень нравились, и последнее, что бы мне хотелось - это
уничтожать людей, которых ты любишь. Я пытался создать трогательные,
печальные, серьёзные сцены. Но чем больше я старался, тем больше эти
сцены получались смешными".
Мне кажется режиссёру удалось и то, и другое. В этой картине
смешное уживается с абсолютно серьёзными вещами, человеческими
переживаниями, неприятностями и надеждами. Фильм удостоен наград и
призов на нескольких второстепенных фестивалях".