костюмный боевик с элементами мелодрамы Продолжительность: 174 США 2003 Режиссер: Джон Кент Харрисон Продюсер: Тед Кёрдила Сценарий: Ронни Керн В ролях: Свенна
Гиллори, Мэттью Марсден, Джон Рис-Дэвис, Руфус Сьюэлл, Стеллан
Скарсгаард, Кэти Блэйк, Дэниэл Лапойнт и др. Музыка: Джоел Голдсмит Оператор: Эдвард
Дж. Пей
13.02.2004
Какое счастье, что европейская культура имела, по выражению Маркса,
древнегреческое детство! Какая удача, что это культурное детство
человечества началось с гекзаметров "Илиады" и "Одиссеи", а не с
боевиков Голливуда, что древнегреческую мифологию мы знаем из текстов
Гомера и Гесиода, Софокла и Еврипида, имеем возможность познакомиться с
её интерпретациями, осуществлёнными Вячеславом Ивановым, Фаддеем
Зелинским или Робертом Грейвсом, а не только этими вот деловитыми
господами Харрисоном и Керном...
Названные господа переплели несколько древнейших мифологических
циклов в костюмно-приключенческую историю, в сентиментальный и
сладковатый эротический боевик, произведя одновременно решительную
кастрацию самого главного, что только и есть в древней культуре -
усечение собственно мифологии, а вместе с ней и поэзии. Ведь что такое
мифологические произведения по сути? Это сказания о мире, в котором
взаимодействуют люди, герои и боги. На равных или почти на равных. И
боги в древнегреческой мифологии - почти люди, и герои - почти боги.
Согласно господам Харрисону и Керну, пошедшим вослед литературной
(уж не говорю о кинематографической) моде осовременивания, обезбоживания
(как обезвоживания, хотя среди пободного рода книг встречаются удачи,
например дилогия о Тесее Мари Рено и цикл об Артуре Мэри Стюарт) древних
текстов, боги в древнегреческом мире отсутствуют. Ну, нету их вообще,
даже и демонов нет, в которых христианство превратило очаровательных
дриад-наяд и грозно-капризных олимпийцев. Вот, разве что, однажды снятся
Парису три красотки с яблочком раздора, да ещё один раз действие посреди
битвы под стенами Трои вдруг застывает как в финальной сцене
гоголевского "Ревизора", правда, непонятно по чьей воле, похоже, что и
по капризу получившего контузию героя. Боги, стало быть, отсутствуют,
присутствуют лишь некие невысказываемые словами намёки на то, что все мы
- игрушки в руках Рока, эдакие, знаете ли, гладиаторы. Вообще говоря,
римские реалии, столь излюбленные кинематографом, над греческими здесь
явно превалируют, несмотря на все съёмочные красоты и ухищрения,
несмотря на скрытые и нескрытые цитаты из куда более греческого по духу
"Царя Эдипа" Пазолини. Так и тянет ребят от Эдипа к Калигуле, но,
понятно, с Эдиповым комплексом в кармане. А Греция-то была прекрасна
именно сочетанием пиршества духа и скудости быта, чем и противостояла (и
противостоит!) роскошествам имперского Рима, да ещё ж и вдосталь
приправленного здесь знойными сладостями восточного Халифата.
Совсем уж "мылом", правда, "Елену Троянскую" не назовёшь. Есть
стройная история, включающая в себя более-менее органично самые разные
мифологические ответвления, скреплённые фигурой Елены, даже, к примеру,
столь редко поминаемое в рядовом пересказе истории роковой красавицы
похищение её Тесеем. Есть - женщинам это несомненно понравится - любовь
и ревность. На суше, и на море, и в голубой лагуне. Есть по сути
неправый, но той же великой любовью оправдываемый герой-парвеню. Есть
фирменный и форменный злодей - Агамемнон, получающий в итоге по
заслугам. Есть даже и действительные, с моей точки зрения, попадания в
греческое яблочко.
Так, хороша Кассандра, не столько "безумная девица", сколько
ясновидящая, несущая бремя страшного знания, как бы воплощающая
толстовское "Не могу молчать!". Психологически и актёрски убедителен,
хоть и, можно сказать, почти что от себя придуман авторами фильма
энееподобный, негероический, рефлектирующий Менелай. Очень хороша и
внешне, и психологически, и актёрски Клитемнестра, отмщающая своему
мужу-негодяю не совсем так, как рассказано у греческих драматургов, но
опять-таки психологически оправданно. Но лучше всех, по-моему, Ахиллес -
неистовый берсерк, существующий только для ража битвы и куража победы.
Почти такой Ахиллес, каковым он явлен в "Илиаде". В его поединке с
Гектором (кстати сказать, совсем бледным и второстепенным персонажем,
лишённым не только способности к трагическому предчувствию собственной
гибели и гибели его мироздания, но даже и своей Андромахи, то есть опять
же всякого стремления к высокой поэзии) на миг пробуждается если не
Гомер, то нечто гомерическое, а в его глумлении над трупом соперника,
кажется, звучат два-три аккорда самого великого аэда.
Но и тут всё же не без нелепицы. В полном согласии с
первоисточниками, Ахилл погибает от стрелы "ковбоя" Париса, угодившей
ему в пятку. Ахиллесова пята - единственное уязвимое место на теле этого
полубога, предшественника тевтонского Зигфрида. За пятку младенца Ахилла
держала мать-нереида, окуная его в воды Стикса, дабы сделать неузявимым.
Но ведь никаких богов в фильме нет. А неуязвимый Ахилл есть. Такой вот
странный алфавит с Э, Ю, Я, но без А, Б, В, а про остальные буквы пусть
вам училки расскажут.
Хорошего, однако, понемножку. Прочие персонажи, в том числе и сама
декадентски рыжеватая белотелая (потому, вероятно, и прекрасная) Елена,
и чересчур (для трусоватого и франтоватого, каким он предстаёт в мифах)
героический Парис, и тем более невнятный бородатый мужик Одиссей
(возможный рассказчик этой истории), в лучшем случае двумерны. Поэзией и
не пахнет. Конь деревянный, железом окованный (кстати, век-то
бронзовый!) сесиль-де-миллевскими размерами впечатляет, но пуще смешит
тут же, под конём, мыкающийся данайский лазутчик, отчего-то до боли
похожий на персонажа Спартака Мишулина из "Белого солнца пустыни" (ну
да, понятно, Греция относительно Рима, а тем более местечка под
названием Голливуд - загадочнейший же Восток).
Идеология сей мифологии, в общем, вышла и плоской и примитивной.
Население получилось шибко кр-расивым и оттого лишённым душевной жизни
(когда пристально смотришь на голый крепкий девичий зад, да не
мраморный, а цветной и широкоэкранный, точно, не до душевной жизни), а
действо паточным и - в сравнении хоть с Гомером, а хоть и с Рено -
невкусным. Как невкусна была столь же по духу голливудская, пусть и
населённая богами, да лишённая поэзии кончаловская экранизация
"Одиссеи", как, скорее всего, невкусен будет и ожидаемый блокбастер по
"Илиаде". Как, вообще говоря, невкусна бывает и любая костюмированная
история ради трюков, драк и голых красоток, такая же, как и та, что ныне
исхитрились сконструировать из разнообразных мифологических циклов
вдохновенной древнегреческой культуры господа Харрисон и Керн по лекалам
романтического эпигонства и в духе если не совершенного уж атеизма, то
принципиальной а-религиозности и антипоэтичности, отчего даже
немногочисленные удачные попадания в сюжеты древних легенд не усваивают
их неповторимой и с детства родной каждому культурному человеку ауры.
Резюме. Любителям сладкого отчего ж не откушать, но к честному
искусству отношения не имеет. Стало быть, и использовать это в
образовательной работе с детьми (тем более, с учащимися 6 класса), с
моей точки зрения, совершенно непродуктивно, даже в качестве выборочного
иллюстративного материала.