Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ (HELLEN OF TRОY)

костюмный боевик с элементами мелодрамы
Продолжительность: 174
США 2003
Режиссер: Джон Кент Харрисон
Продюсер: Тед Кёрдила
Сценарий: Ронни Керн
В ролях: Свенна Гиллори, Мэттью Марсден, Джон Рис-Дэвис, Руфус Сьюэлл, Стеллан Скарсгаард, Кэти Блэйк, Дэниэл Лапойнт и др.
Музыка: Джоел Голдсмит
Оператор: Эдвард Дж. Пей


13.02.2004

Какое счастье, что европейская культура имела, по выражению Маркса, древнегреческое детство! Какая удача, что это культурное детство человечества началось с гекзаметров "Илиады" и "Одиссеи", а не с боевиков Голливуда, что древнегреческую мифологию мы знаем из текстов Гомера и Гесиода, Софокла и Еврипида, имеем возможность познакомиться с её интерпретациями, осуществлёнными Вячеславом Ивановым, Фаддеем Зелинским или Робертом Грейвсом, а не только этими вот деловитыми господами Харрисоном и Керном...

Названные господа переплели несколько древнейших мифологических циклов в костюмно-приключенческую историю, в сентиментальный и сладковатый эротический боевик, произведя одновременно решительную кастрацию самого главного, что только и есть в древней культуре - усечение собственно мифологии, а вместе с ней и поэзии. Ведь что такое мифологические произведения по сути? Это сказания о мире, в котором взаимодействуют люди, герои и боги. На равных или почти на равных. И боги в древнегреческой мифологии - почти люди, и герои - почти боги.

Согласно господам Харрисону и Керну, пошедшим вослед литературной (уж не говорю о кинематографической) моде осовременивания, обезбоживания (как обезвоживания, хотя среди пободного рода книг встречаются удачи, например дилогия о Тесее Мари Рено и цикл об Артуре Мэри Стюарт) древних текстов, боги в древнегреческом мире отсутствуют. Ну, нету их вообще, даже и демонов нет, в которых христианство превратило очаровательных дриад-наяд и грозно-капризных олимпийцев. Вот, разве что, однажды снятся Парису три красотки с яблочком раздора, да ещё один раз действие посреди битвы под стенами Трои вдруг застывает как в финальной сцене гоголевского "Ревизора", правда, непонятно по чьей воле, похоже, что и по капризу получившего контузию героя. Боги, стало быть, отсутствуют, присутствуют лишь некие невысказываемые словами намёки на то, что все мы - игрушки в руках Рока, эдакие, знаете ли, гладиаторы. Вообще говоря, римские реалии, столь излюбленные кинематографом, над греческими здесь явно превалируют, несмотря на все съёмочные красоты и ухищрения, несмотря на скрытые и нескрытые цитаты из куда более греческого по духу "Царя Эдипа" Пазолини. Так и тянет ребят от Эдипа к Калигуле, но, понятно, с Эдиповым комплексом в кармане. А Греция-то была прекрасна именно сочетанием пиршества духа и скудости быта, чем и противостояла (и противостоит!) роскошествам имперского Рима, да ещё ж и вдосталь приправленного здесь знойными сладостями восточного Халифата.

Совсем уж "мылом", правда, "Елену Троянскую" не назовёшь. Есть стройная история, включающая в себя более-менее органично самые разные мифологические ответвления, скреплённые фигурой Елены, даже, к примеру, столь редко поминаемое в рядовом пересказе истории роковой красавицы похищение её Тесеем. Есть - женщинам это несомненно понравится - любовь и ревность. На суше, и на море, и в голубой лагуне. Есть по сути неправый, но той же великой любовью оправдываемый герой-парвеню. Есть фирменный и форменный злодей - Агамемнон, получающий в итоге по заслугам. Есть даже и действительные, с моей точки зрения, попадания в греческое яблочко.

Так, хороша Кассандра, не столько "безумная девица", сколько ясновидящая, несущая бремя страшного знания, как бы воплощающая толстовское "Не могу молчать!". Психологически и актёрски убедителен, хоть и, можно сказать, почти что от себя придуман авторами фильма энееподобный, негероический, рефлектирующий Менелай. Очень хороша и внешне, и психологически, и актёрски Клитемнестра, отмщающая своему мужу-негодяю не совсем так, как рассказано у греческих драматургов, но опять-таки психологически оправданно. Но лучше всех, по-моему, Ахиллес - неистовый берсерк, существующий только для ража битвы и куража победы. Почти такой Ахиллес, каковым он явлен в "Илиаде". В его поединке с Гектором (кстати сказать, совсем бледным и второстепенным персонажем, лишённым не только способности к трагическому предчувствию собственной гибели и гибели его мироздания, но даже и своей Андромахи, то есть опять же всякого стремления к высокой поэзии) на миг пробуждается если не Гомер, то нечто гомерическое, а в его глумлении над трупом соперника, кажется, звучат два-три аккорда самого великого аэда.

Но и тут всё же не без нелепицы. В полном согласии с первоисточниками, Ахилл погибает от стрелы "ковбоя" Париса, угодившей ему в пятку. Ахиллесова пята - единственное уязвимое место на теле этого полубога, предшественника тевтонского Зигфрида. За пятку младенца Ахилла держала мать-нереида, окуная его в воды Стикса, дабы сделать неузявимым. Но ведь никаких богов в фильме нет. А неуязвимый Ахилл есть. Такой вот странный алфавит с Э, Ю, Я, но без А, Б, В, а про остальные буквы пусть вам училки расскажут.

Хорошего, однако, понемножку. Прочие персонажи, в том числе и сама декадентски рыжеватая белотелая (потому, вероятно, и прекрасная) Елена, и чересчур (для трусоватого и франтоватого, каким он предстаёт в мифах) героический Парис, и тем более невнятный бородатый мужик Одиссей (возможный рассказчик этой истории), в лучшем случае двумерны. Поэзией и не пахнет. Конь деревянный, железом окованный (кстати, век-то бронзовый!) сесиль-де-миллевскими размерами впечатляет, но пуще смешит тут же, под конём, мыкающийся данайский лазутчик, отчего-то до боли похожий на персонажа Спартака Мишулина из "Белого солнца пустыни" (ну да, понятно, Греция относительно Рима, а тем более местечка под названием Голливуд - загадочнейший же Восток).

Идеология сей мифологии, в общем, вышла и плоской и примитивной. Население получилось шибко кр-расивым и оттого лишённым душевной жизни (когда пристально смотришь на голый крепкий девичий зад, да не мраморный, а цветной и широкоэкранный, точно, не до душевной жизни), а действо паточным и - в сравнении хоть с Гомером, а хоть и с Рено - невкусным. Как невкусна была столь же по духу голливудская, пусть и населённая богами, да лишённая поэзии кончаловская экранизация "Одиссеи", как, скорее всего, невкусен будет и ожидаемый блокбастер по "Илиаде". Как, вообще говоря, невкусна бывает и любая костюмированная история ради трюков, драк и голых красоток, такая же, как и та, что ныне исхитрились сконструировать из разнообразных мифологических циклов вдохновенной древнегреческой культуры господа Харрисон и Керн по лекалам романтического эпигонства и в духе если не совершенного уж атеизма, то принципиальной а-религиозности и антипоэтичности, отчего даже немногочисленные удачные попадания в сюжеты древних легенд не усваивают их неповторимой и с детства родной каждому культурному человеку ауры.

Резюме. Любителям сладкого отчего ж не откушать, но к честному искусству отношения не имеет. Стало быть, и использовать это в образовательной работе с детьми (тем более, с учащимися 6 класса), с моей точки зрения, совершенно непродуктивно, даже в качестве выборочного иллюстративного материала.

Рецензия: В. Распопин