сентиментальная комедия Продолжительность: 100
США 2003 Режиссер: Джоел Коэн, Продюсер: Итэн Коэн, Брайан Грэйзер. Сценарий: Роберт Рэмси, Мэтью Стоун, Итэн
Коэн, Джоел Коэн, В ролях: Джордж Клуни, Кэтрин
Зета-Джонс, Джеффри Раш, Эдвард Херманн, Пол Эдельстайн, Ричард
Дженкинс, Билли Боб Торнтон, Седрик Конферансье и др.
Музыка: Картер Бёруэлл,
Оператор: Роджер Дикинс,
11.03.2004
Братья Коэны не просто крепкие голливудские профессионалы, а
режиссёры, каких сегодня немного и в мировом кино. Но Голливуд есть
Голливуд, эта мясорубка способна перемолоть не поперхнувшись и самых
недюжинных. Картина "Нестерпимая жестокость" тому замечательный пример.
Вообще-то, по задумке и, по крайней мере, в первой половине
исполненного, это социальная сатира, злой фарс на макияж
политкорректности, лакирующий испокон века существующие рвачество,
алчность, беспринципность человеческой натуры и западного общественного
"благоустройства". Притом в качестве главного носителя всех этих милых
качеств избрана перманентно воспеваемая в каждом втором американском
фильме система юстиции.
Некий "милый друг" от преуспевающей адвокатской конторы,
занимающейся брако-разводными делами, гибрид Перри Мейсона с Жоржем
Дюруа, Тарзан, выигрывающий все дела, за которые берётся, способный
Мессалину представить Золушкой, а импотента от рождения - Джеймсом
Бондом, в один прекрасный день, как пел Высоцкий, "увидел её и погиб".
Последнее обстоятельство, правда, не помешало ему с треском провалить её
защитную партию в суде... Но - нашла коса на камень. Хитроумная
аферистка противопоставляет влюблённому адвокату такую многоходовку, что
не будь сама в него влюблена...
Вот тут-то Голливуд и берёт своё. Социальная сатира медленно, но
верно к исходу первого часа картины оборачивается банальной даже не
комедией, а мелодрамой положений, и завершается паточным
обслюнявливанием рта шарман Катрин Зеты-Джонс ртом байронического
пупсика Джорджа Клуни (куда, спрашивается, смотрит Майкл Дуглас?) под
сладенькую невыразительную музычку. Короче, вау!.. Супер-приз MTV! И -
ау, настоящее кино...
Впрочем, старшему поколению прекрасной половины, уверен, этот
американизированный вариант "Служебного романа" понравится. Мы же с вами
вздохнём и поступим, как завещал тот же Высоцкий советским футболистам,
то есть выключим телевизоры - "до лучших дней". Но прежде всё-таки -
будем справедливы - отдадим должное братьям Коэнам за смелость и даже
ярость, с какой в течение стартового получаса они срывают маски,
разрушают клише и предъявляют зрителю некоронованных королей от
судопроизводства, так сказать, в новом платье, то есть in nature.
Отдадим должное блистательному и злому лицедейству Билли Боба Торнтона в
эпизодической роли "mister Texas" (с моей точки зрения, эта работа
актёра достойна как минимум Оскара за роль второго плана), природному
обаянию Клуни, ну и старанию (увы, тщетному) Зеты-Джонс, её неудавшемуся
намерению повторить творческий подвиг Аннет Бенинг в формановском
"Вальмоне", то бишь хотя отчасти изобразить на экране современную мадам
Мертёй.