КАК ПОССОРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ
Комедия Продолжительность: 66 СССР 1959 Режиссер: В. Карасёв Продюсер: Сценарий: А. Полторацкий (по повести Н.В. Гоголя) В ролях: М. Волков, Г. Ларин, И. Макаревич, Г. Светлани, Г. Глебов, Г. Вицин Музыка: В. Кирпань Оператор: М. Козубенко
25.07.2002
Скверные анекдоты рассказывали своим читателям русские классики. И тем сквернее, что рассказчиками были действительно классики: Гоголь, Достоевский, Лесков... Скажут - как припечатают. Навсегда.
Нет, ну чего там - все же помнят из школьной программы: город - тоска зеленая, посреди города лужа - море разливанное, посреди лужи голый пузатый мужик чай пьет. Это Иван Никифорович. Рядом плетень. На плетне старое недееспособное ружье на солнышке сушится. Из-за плетня торчит тощая длинная нескладная фигура, похожая на гусака. Это приятель и сосед пузатого чаевника, Иван Иванович. Не разлей вода были помещики, да вот 'выстрелило' недееспособное ружье - понравилось оно домовитому Ивану Ивановичу, а Иван Никифорович ни дарить, ни обменивать 'инструмент' на свинью плюс два мешка с овсом ни в какую не захотел. Приятели заспорили, и хозяин ружья возьми да и обзови Ивана Ивановича гусаком. И пошла писать губерния!.. Всю подноготную российского обывателя этот длинноносый бумагомарака наружу выворотил, все грязное белье из подворотен напоказ выставил. И читаем, и смеемся, и неприятно смеемся, истерически как-то. Да и то сказать - над собой ведь, господа, смеемся. А хорошо ли это?
Русская проза началась не с Пушкина и не с Лермонтова. То цветочки были. Весь этот мазохизм, все это самоистязание, выворачивание грязного белья, сменившееся призывами к топору, любованиями буревестниками и заклинаниями перунов (на собственную голову) отсюда пошли, из скверных анекдотов господ Гоголя, Достоевского, Лескова. Не Булгарин же, в самом-то деле, виноват! Кто б его, Булгарина, знал, когда бы не Пушкин да Гоголь в современниках!.. А с другой стороны, не будь Гоголя с Достоевским - кого б читала самая читающая (бульварные романы Акунина, да этой еще, как ее, Донцовой) в мире нация? Неужто Булгарина?.. А вот бы здорово: вместо 'проклятых' вопросов Раскольникова про похождения Ивана Выжигина или Эраста Фандорина на уроках словесности проходить! Все б тогда, наверное, отличниками были, даже двоечники... Ну ладно, отвлеклись, пошутили и будет.
Фильм Карасева для 59-го года, для начала первых лет 'оттепели', совсем не плох (но по гамбургскому счету оценивать его все же не стоит). Второстепенные персонажи, как, например, городской голова, получились у него не гоголевские, а чеховские, даже чехонтевские, то есть без подковыринки. Главные герои физиономически похожи, но излишне утрированны. Вообще все окарикатуренные какие-то. То ли у Гоголя? Ан нет, не скажите: шарж и карикатура не то же самое... Лужа хороша, свиньи - лучше не надо, судейские напрочь списаны с козинцевской 'Шинели' - немой фильмы послереволюционных лет. Бабы - прелесть: толстые, славные, согласные... А уж сам Николай Васильевич, появляющийся в конце картины, чтоб вопросить поседевших в боях друг с другом героев о житухе-матушке и окинуть обоих проницательно-презрительно-жалеющим прощальным взором, уж Гоголь, говорю, в точном портретном сходстве с самим собой, приданном замечательному советскому актеру Георгию Вицину, - просто вершина гримерского искусства и великого профессионального мастерства артиста, не сказавшего в картине ни единого слова: его озвучивает, кажется, Хвыля. Вероятно, из цензурных опасений. И правильно: через пару-тройку лет Вицин начнет сниматься в комедиях Гайдая в роли Труса - пьяницы, не чтущего уголовный кодекс. Представляете реакцию туповатого обывателя: Гоголь говорит голосом Труса. Хохма! Зато была бы вполне в гоголевском духе...
Закончу так: фильм этот можно смотреть и 2002 году, однако лучше перечитать повесть - анекдот про нас, скверный, но верный и сегодня.
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.