Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА

Мистическая комедия
Продолжительность: 56
СССР 1952
Режиссер: А. Роу
Продюсер:
Сценарий: К. Исаев (по повести Н.В. Гоголя)
В ролях: Н. Досенко, Т. Конюхова, Л. Юдина, А. Хвыля, Э. Цесарская, А. Дунайский, Г. Милляр
Музыка: Н. Римский-Корсаков
Оператор: Г. Егиазаров


25.07.2002

Признаюсь: я очень люблю фильмы Александра Роу. Столько в них любви к сказке, столько поэзии, столько нетривиальных ходов и находок, что не будь он советским сказочником - быть бы ему 'звездой' мирового уровня. Равно и любимому его (и нашему) актеру, Георгию Милляру. Но, увы, 'звездели' у нас всегда и теперь 'звездят' разве что Михалковы...

В этом фильме тоже есть находка - эпизод с рассказом о панночке и мачехе-ведьме, превращающейся в кошку. Рисованная кошка нападает на панночку, и актриса очень натурально от ведьмы отбивается. Снято все это в 1952 году, лет за сорок до оскароносного 'Кролика Роджера'. Вот так вот: Россия - не только родина слонов.

В целом же фильм неудачный: актеры ходульны, пейзаж шибко красив, конфликта нет, аура благостная. Как в пырьевских баснях про счастливую жизнь советских колхозников. Но ведь 1952 год! Снимали, значит, в 51-м: 'усатый нянь' народов помирать не собирался, а, наоборот, со смаком разыгрывал 'дело врачей' и обучал академиков-языковедов правописанию. Поэтому в картине больше поют и водят хороводы, чем говорят - не дай Бог еще чего-нибудь не то скажешь, а песня - дело проверенное, тем более что ее мертвый классик сочинил, Римский-Корсаков. Ну а танцы упитанных девушек и вообще дело проверенное: Лаврентию Палычу обязательно понравится.

Так что Гоголя там, что называется, не ночевало. Смотреть, конечно, можно, но в качестве иллюстративного материала на уроках демонстрировать не стоит - дисциплины не удержите, скучно!

Однако не будем излишне критиканствовать - эпизод с рисованной кошкой в игровом фильме в 1952 году дорогого стоит!

Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин