Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





72 МЕТРА

трагимелодрама
Продолжительность: 122
Россия 2004
Режиссер: Владимир Хотиненко
Продюсер: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Леонид Верещагин
Сценарий: Валерий Залотуха, Владимир Хотиненко (по произведениям Александра Покровского)
В ролях: Андрей Краско, Сергей Маковецкий, Марат Башаров, Дмитрий Ульянов, Сергей Гармаш, Владислав Галкин, Чулпан Хаматова, Игорь Ливанов, Станислав Никольский и др.
Музыка: Эннио Морриконе
Оператор: Илья Дёмин


29.03.2004

У новой картины Владимира Хотиненко и продюсерской команды "Первого канала" немало достоинств. Прежде всего, хорошая внятная драматургия. Благодаря ей и очень сильному актёрскому составу двухчасовая полижанровая лента (здесь и драма, и фильм-катастрофа, и комедия) смотрится на одном дыхании. Далее - в фильме достойно прослежены несколько человеческих судеб на катастрофическом фоне новейшей российской истории. Снято всё действо качественно и недёшево, хотя, разумеется, в этом смысле и уступает голливудским блокбастерам. Но мы же смотрим наше новое кино, смотрим, всё понимая и многое, порой слишком многое прощая. Кроме всего прочего, музыку - и хорошую, хотя не такую, конечно, знобящую, как к спагетти-вестернам С. Леоне, написал Эннио Морриконе.

Почему - спросите - авторы не использовали "Спасите наши души" Высоцкого, как раз бы по теме? Потому что - и здесь единственный, но такой, что, пожалуй, перевешивает все несомненные достоинства ленты, её недостаток - изначально запланировали сделать картину утешительную. То есть - ничтоже сумняшеся - картиной, намертво зарифмованной с трагедией "Курска", национальной трагедией, они решили нас утешить!.. Это называется: ничего себе, сходил за хлебушком. Впрочем, в идеале замысел к осуществлению был возможен, если бы Хотиненко снимал именно трагедию, хоть античную, хоть шекспировскую, да хоть и оптимистическую. Такую трагедию, которая вызывает катарсис, очищает. Избран был (или всё-таки так получилось - как всегда у нас, хотели как лучше?), однако, полижанровый вариант, нечто среднее между героическим боевиком и "Особенностями национальной охоты", подразбавленный непрямыми ссылками на славную старую мелодраму "Офицеры" и акварельками, а то и прямыми цитатками из "Алых парусов". Чем, правда же, Чулпан Хаматова хуже Анастасии Вертинской?

Увы, здесь ей, бедной, совсем нечего делать.

Прочим есть чем заняться, есть что показать. И все актёры (разве что Маковецкий слишком повторяет самого себя) почти одинаково хороши и в трагических, и в фарсовых эпизодах. Вот только сами эти фарсовые эпизоды, особенно эпизод с коровой, выглядят в этой истории, по-моему, как на корове седло. Трагикомедии не выходит, выходит калейдоскоп смешного, р-романтического и печального. Калейдоскоп, в котором - и это обиднее всего - глубоко драматические, продуманные, оригинальные, великолепно поставленные и сыгранные эпизоды (например, показавшийся мне вообще лучшим страшный по нелепости происходящего эпизод принятия украинской присяги советскими, а теперь российскими моряками) как бы теряются. Кинолента ведь - не музейный зал, где можно на пару часов замереть около одной картины. Причина - всё в той же жанровой, идейной невнятности. Нельзя, невозможно, в самом деле, снять под Рогожкина "Особенности национальной трагедии".

Обидно, ведь это мог быть первый за долгие годы отечественный шедевр не из серии авторского кино. Ещё обиднее за самого себя: ищешь и находишь -порой на пустом месте, как в случае пьянковского "Марша славянки" - чаемые достоинства, а там, где достоинства несомненны, разводишь руками: надо ж было гроссмейстеру Хотиненко умудриться зевнуть ферзя в выигранной партии.

Я намеренно не пересказывал сюжетных перипетий - о них уж, конечно, знает всяк, следящий за рекламой, тем более такой мощной, какую устроили "Семидесяти двум метрам".

Я намеренно не расточал похвалы ведущим актёрам - как умеют играть Краско, Маковецкий и Гармаш тоже известно любому зрителю.

Наконец, я намеренно не сказал о том, что посмотрел фильм с удовольствием, но вот пересматривать не буду - нет в нём 72 метров глубины. А это, господа Максимов, Эрнст и Верещагин, не неприятность, это, как было сказано в давнем советском кино про шпионов, провал. Великолепный провал, след в след "Сибирскому цирюльнику". А как сказать иначе - для такой-то темы, для такого-то режиссёра, для такой-то команды, с такими-то ожиданиями да за такие-то деньги!..

Рецензия: В. Распопин