Посылка. Нечто не слишком вразумительное про борьбу, надо полагать,
будущего императора с самодостаточными баронами за создание
централизованного японского государства. Век - в принципе, какой угодно
(кроме двадцатого), после того, как был изобретён порох. Из "Трёх
мушкетёров" мы, однако, помним, что доблестная шпага в умелых руках
стоит, пожалуй, не только пищалей, но и мортир. Словом, пуля дура, а
штык молодец, прав, как всегда, Суворов.
Сюжет. У маленькой девочки умирает (или погибает) на большой дороге
мать. Сиротку подбирает некий дядя, сопровождаемый несколькими унылыми
пацанами. Спустя полтора десятка лет детки, коих дядя подобным образом
насобирал на дороге, вырастают и под его руководством превращаются в
отряд головорезов с понятиями. Иными словами - в нечто среднее между
героическими семью самураями и ниндзя, о которых никто никогда ничего
толком не знает.
Дядя, пардон, Учитель с большой буквы, стало быть, готовит их к
выполнению некой Миссии, опять же с большой буквы. Для чего, с одной
стороны, превратив молодых людей в кровное братство казармы, с другой -
вымуштровав их в тигров, драконов и им подобное летающее бишунмо,
заставляет в один прекрасный день разбиться на пары по интересам и
взаимному влечению, чтобы драться друг с другом насмерть. В смысле - до
смерти.
Попереживав на солнечной поляночке, наиболее талантливые (среди
последних и красотка Азуми, та самая девочка, оплакивавшая на дороге
мать) убивают менее удачливых, предают земле и великолепной семёркой
отправляются в поход. Цель: убивать одного за другим непокорных баронов,
поскольку Учитель с большой буквы служит не за страх, а за совесть
будущему императору.
Логический исход. Убили всех, погибли сами.
Голливудский финал. Двое - она и он - остаются, зачем - непонятно,
потому что (неголливудский финал), очистив пленэр от аристократии,
уходят в пылающий закат, не обнимаясь и не сливаясь в глубоком лобзании.
Содержание. Резня в лубочных пейзажах экзотически роскошного
японского лета. Рапид, рапид и ещё раз рапид, полёты, так сказать, во
сне и наяву, кровавые свалки и многочисленные поединки героини в духе
Тоширо Мифунэ: постояла, посмотрела, сосредоточилась и на счёт "раз" -
зарезала. Васнецовские зелёные просторы, загромождённые живописно
убиенными: "О поле, поле, кто тебя/ Усеял этими костями"... Импозантные
злодеи - романтизированный де Сад Рошфорович Дваметра в белом с красной
розой в зубах и "помесь тигра с обезьяной" в чёрном Всемкарачун
Бакенбардович Ненашевсё. Вспарывают животы и распинают Учителя с большой
буквы. Непобедимы до очной встречи с д' Артаньянкой - заимствовано из
голливудских боевиков, типа "Коммандо".
Вообще говоря, содержание "Азуми", похоже, укладывается именно в
умелое, но и чрезмерное цитирование самурайского кино от Куросавы до
Анга Ли, разбавленное отсылками к Голливуду - от стоуновского "Взвода"
до позднего Джона Ву. Наиболее симпатичны, на мой взгляд, вставные
эпизоды с бродячим цирком, намекающие то ли на любовь Китамуры к
Феллини, то ли на знакомство авторов с европейской литературой, в
частности, с романом Теофиля Готье "Капитан Фракасс". Впрочем, вполне
может быть, что и не с самим "Фракассом", а с его фэнтези-версией -
силверберговским "Лордом Валентином".
Резюме. Немотря на протяжность, фильм, как ни странно, нескучен.
Временами даже захватывающ. И безусловно - красив. Последнее
обстоятельство, вкупе с тем, что главная героиня не только мастерица
ближнего боя, но и симпатичная девица, склонная, насколько можно понять
из скромных лирико-эротических отступлений, к бисексуальным радостям,
пожалуй, привлечёт к экранам не одних только представителей сильного
пола.
Итак, красиво, нескучно, порой захватывающе, но, в отличие от того
же "Телохранителя" Куросавы, да даже и от "Коммандо", пересматриванию не
подлежит - пустовато.
Смотреть - в кинотеатре со товарищи. Лучше всего - до наступления
социальной зрелости.