Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




АЗУМИ (AZUMI)

костюмный боевик
Продолжительность: 142
Япония 2003
Режиссер: Риу Китамура
Продюсер: Маташиро Ямамото
Сценарий: Исао Кирияма
В ролях: Ёшио Харада, Масато Ибу, Ая Окамото, Так Сакагучи, Хидео Сакаки, Наото Такенака
Музыка: Ю Кояма, Рикия Мицушима
Оператор:


13.04.2004

Посылка. Нечто не слишком вразумительное про борьбу, надо полагать, будущего императора с самодостаточными баронами за создание централизованного японского государства. Век - в принципе, какой угодно (кроме двадцатого), после того, как был изобретён порох. Из "Трёх мушкетёров" мы, однако, помним, что доблестная шпага в умелых руках стоит, пожалуй, не только пищалей, но и мортир. Словом, пуля дура, а штык молодец, прав, как всегда, Суворов.

Сюжет. У маленькой девочки умирает (или погибает) на большой дороге мать. Сиротку подбирает некий дядя, сопровождаемый несколькими унылыми пацанами. Спустя полтора десятка лет детки, коих дядя подобным образом насобирал на дороге, вырастают и под его руководством превращаются в отряд головорезов с понятиями. Иными словами - в нечто среднее между героическими семью самураями и ниндзя, о которых никто никогда ничего толком не знает.

Дядя, пардон, Учитель с большой буквы, стало быть, готовит их к выполнению некой Миссии, опять же с большой буквы. Для чего, с одной стороны, превратив молодых людей в кровное братство казармы, с другой - вымуштровав их в тигров, драконов и им подобное летающее бишунмо, заставляет в один прекрасный день разбиться на пары по интересам и взаимному влечению, чтобы драться друг с другом насмерть. В смысле - до смерти.

Попереживав на солнечной поляночке, наиболее талантливые (среди последних и красотка Азуми, та самая девочка, оплакивавшая на дороге мать) убивают менее удачливых, предают земле и великолепной семёркой отправляются в поход. Цель: убивать одного за другим непокорных баронов, поскольку Учитель с большой буквы служит не за страх, а за совесть будущему императору.

Логический исход. Убили всех, погибли сами.

Голливудский финал. Двое - она и он - остаются, зачем - непонятно, потому что (неголливудский финал), очистив пленэр от аристократии, уходят в пылающий закат, не обнимаясь и не сливаясь в глубоком лобзании.

Содержание. Резня в лубочных пейзажах экзотически роскошного японского лета. Рапид, рапид и ещё раз рапид, полёты, так сказать, во сне и наяву, кровавые свалки и многочисленные поединки героини в духе Тоширо Мифунэ: постояла, посмотрела, сосредоточилась и на счёт "раз" - зарезала. Васнецовские зелёные просторы, загромождённые живописно убиенными: "О поле, поле, кто тебя/ Усеял этими костями"... Импозантные злодеи - романтизированный де Сад Рошфорович Дваметра в белом с красной розой в зубах и "помесь тигра с обезьяной" в чёрном Всемкарачун Бакенбардович Ненашевсё. Вспарывают животы и распинают Учителя с большой буквы. Непобедимы до очной встречи с д' Артаньянкой - заимствовано из голливудских боевиков, типа "Коммандо".

Вообще говоря, содержание "Азуми", похоже, укладывается именно в умелое, но и чрезмерное цитирование самурайского кино от Куросавы до Анга Ли, разбавленное отсылками к Голливуду - от стоуновского "Взвода" до позднего Джона Ву. Наиболее симпатичны, на мой взгляд, вставные эпизоды с бродячим цирком, намекающие то ли на любовь Китамуры к Феллини, то ли на знакомство авторов с европейской литературой, в частности, с романом Теофиля Готье "Капитан Фракасс". Впрочем, вполне может быть, что и не с самим "Фракассом", а с его фэнтези-версией - силверберговским "Лордом Валентином".

Резюме. Немотря на протяжность, фильм, как ни странно, нескучен. Временами даже захватывающ. И безусловно - красив. Последнее обстоятельство, вкупе с тем, что главная героиня не только мастерица ближнего боя, но и симпатичная девица, склонная, насколько можно понять из скромных лирико-эротических отступлений, к бисексуальным радостям, пожалуй, привлечёт к экранам не одних только представителей сильного пола.

Итак, красиво, нескучно, порой захватывающе, но, в отличие от того же "Телохранителя" Куросавы, да даже и от "Коммандо", пересматриванию не подлежит - пустовато.

Смотреть - в кинотеатре со товарищи. Лучше всего - до наступления социальной зрелости.

Рецензия: В. Распопин