чёрная комедия/иронический хоррор Продолжительность: 87
Франция 2003 Режиссер: Режиссёр Эрик Валетт
Продюсер: Оливье
Дельбоск, Марк Миссонье Сценарий: Александр Шарлот, Франк Манье
В ролях: Жераль Лярош, Филипп Лоденба, Кловис
Корнийяк, Димитри Рато, Фелисия Массони и др.
Музыка: Эрик Сампьери Оператор: Жан-Марк Бюжо
13.04.2004
Проворовавшийся, а как выясняется ближе к финалу, подставленный
любимой супругой, начальник фирмы крепко садится. В камере его окружают
экзотические персонажи: молодой Шварценеггер с женским бюстом девятого
размера, его придурок-машка, жрущий всяку пакость с полу, в том числе
закусивший собственной сестрой, за что и сел, и наконец, пожилой
спокойный дядя, в незапамятные времена отправивший в бессрочный отпуск
на тот свет любимую жену.
Коротают вечность зэки следующим образом: фирмач нервничает и
понапрасну ждёт, когда супружница внесёт за него выкуп; женоубийца
философствует и успокаивает перманентно рыпающегося на окружающих
трансвестита, то кормящего придурка грудью, то отрубающего ему фаланги
пальцев, дабы любимый человек смог пару недель отдохнуть от этой жизни в
лазарете, заодно попользовав врачиху; сам же машка хавает всё подряд -
от тараканов до страниц волшебным образом выскочившего из стены дневника
каббалиста и сатаниста, отбывавшего срок в этой же камере лет сто назад.
Отчего-то наши герои вообразили, что в дневнике, исписанном
каббалистским бредом на всех известных мёртвых языках, содержится тайна
заклинания, с помощью которого его обладатель сумел сбежать из тюрьмы. А
раз так, то дневник подвергается не только поеданию, но и тщательному
изучению (хорошо, видать, учат во французских школах - нашему бы зэку
подсунуть текст на древнегреческом, то-то он повыражался бы). Опыты, как
правило, мало того что неудачны - небезопасны, но свобода манит, и
мужики (с грудями и без оных) продолжают экспериментировать. Натурально,
один за другим экзотично помирая.
Когда, как во всяком порядочном "Кубе", вор и женоубийца остаются
вдвоём, тайна начинает им приоткрываться. Она, конечно, исполнена ещё
большего чёрного юмора, нежели уже рассказанное. Дело в том, что ни эти
двое, ни сам столетней пыли чернокнижник никуда из узилища не сбежали, а
тот самый доктор Фауст вообще озабочен был не столько побегом, сколько
желанием омолодиться, для чего, будучи на воле, убивал беременных женщин
и закусывал плацентой. И дозакусывался до тюрьмы, а там дозаклинался до
последовательного превращения в тинейджера - младенца - эмбрион, в
каковой стадии и скукожился на склизком от крови и раздавленных
тараканов тюремном полу. Идейка, что и говорить, не нова, но показана
качественно.
Читатель, я думаю, ты уже понял, что такое на самом деле этот
ужастик? Да, конечно, недорогой, умелый и неприкрыто ироничный цитатник
на темы "Графа Монте-Кристо", "Куба", "Тюряги" и тому подобных, киношных
и некиношных, текстов, а Ксения Тарханова считает, что ещё и на тему
"Сталкера", ибо волшебная книга отличается от волшебной комнаты только
размерами. Признаю: остроумно, я бы, пожалуй, никогда не додумался до
такого сравнения. Но и не верю, что господину Валетту так уж запал в
душу именно Тарковский.
Трэш, скажете вслед за критиком Антоном Костылевым?
Коечно, трэш. А что сейчас - да и всегда в попсе - не трэш? Но и
мусор мусору рознь. Дело не в приключениях, не в кошмарах, даже не в
оригинальности (какая может быть оригинальность в пост-постмодерне?),
даже и не таланте. Дело, пожалуй, только в юморе. Присутствует он в
подобных текстах - они воспринимаются на ура, отстутствует - получается
Голливуд.
У команды Эрика Валетта с юмором всё в порядке. Посмотрите "Книгу
теней", мой взрослый читатель, жалеть не будете.