ироническая мелодрама Продолжительность: 100 Великобритания 2003 Режиссер: Джон Кроули
Продюсер: Стивен Вулли, Нил Джордан, Алан Молони Сценарий: Марк О' Роу В ролях: Колин Фаррелл, Ширли Хендерсон, Келли Макдоналд, Колм Меней, Силлиан
Мёрфи и др. Музыка: Оператор: Ричард
Ленчевски
21.04.2004
Добротная бытовая история из жизни современного британского
городка, судьбы обитателей которого, как это бывает в реальной жизни,
одновременно смешны и печальны. Вследствие столь же смешных и печальных
житейских обстоятельств они сплетаются и отталкиваются, порождая
броуновское движение городской провинциальной жизни, на поверхностный
взгляд, лишённое смысла и цели. На улицах городка почти открыто торгуют
наркотиками, парочки передвигаются между местами службы, пабами и
дискотеками, неприсмотренные мальчишки швыряют камнями в ветровые стекла
автомобилей и автобусов, полицейские заняты какими-то им одним понятными
делами, шпана перерастает в преступность и так далее.
Юный герой-романтик, работающий грузчиком в магазине, теряет
любимую девушку, которая, устав от рая в шалаше, предпочла ему лысого,
но состоятельного банковского клерка, уведя того из семьи. Закадычный
друг и напарник романтика, застрявший в пубертатном периоде, тащит
товарища в клуб знакомств, где перед их глазами проходит вереница
оголодавших старух. С одной из них, женой названного клерка, парень
переживает первый сексуальный опыт, в точности соответствующий его
теоретическим представлениям, почерпнутым из низкопробных
порнографических роликов. Подростковые страсти одного и юношеские
страдания другого порождают причинно-следственную зависимость, неизбежно
влекущую героев к преступлению, которое столь же неизбежно приводит
молодых шалопаев к необходимости переоценки ценностей.
Впрочем, вряд ли имеет смысл пересказывать хорошо закрученный и к
тому же многофигурный сюжет совсем новой картины. Оптимистичный финал её
предопределён жанровыми задачами да и самим содержанием ленты, в основе
которого - печальная и смешная жизнь современного обывателя, достойного,
в общем-то, не самой худшей участи, как достойны её все люди, не
утратившие хотя бы угрызений совести.
Зачем мы живём, с какой целью? Никто из разношёрстных и
разновозрастных персонажей картины этим философским вопросом, конечно,
не задаётся, ибо городок населяют люди простые. Надо работать и
зарабатывать, надо оттягиваться в пабах и дискотеках, надо поднимать
детей... и, конечно, каждому хочется любви. Просто и без размышлений,
без самоограничения, без самопожертвования. Однако просто любить не
получается. Для того чтобы любить другого, надо повзрослеть и перестать
любить себя. Тот, кто сумеет это понять, не обречён, даже если преступил
закон. Мысль, многократно обрисованная классикой. "Разрыв" Джона Кроули
- не классика, но то, что современный фильм, сделанный прежде всего о
молодёжи и для молодёжи, проникнут столь значительными размышлениями,
поднимает столь серёзные проблемы - уже само по себе обнадёживает.
Добавим к этому отличные актёрские работы, сильную драматургию,
грамотную режиссуру и динамичный монтаж - а всё, по-моему, именно так и
есть - и получим хорошее кино, может быть, лишь чуть грубоватое и
зависимое от эстетики Тарантино-Риччи, но в целом добротное, серьёзное и
даже дарящее надежду на то, что ещё не всё потеряно в этом мире и для
его обитателей, по крайней мере, для тех из нас, кто ходит в кино не
только развлекаться, но сочувствовать и размышлять.