костюмная драма Продолжительность: 91
Люксембург - Великобритания 2002 Режиссер: Адемир Кенович Продюсер: Джимми де
Брабант, Симона Бенцакайн Сценарий: Доминик Бурштейн, Оливер
Бонас, Жан-Франсуа Гойе, Адемир Кенович (по роману Доминика Бурштейна)
В ролях: Катерина Боровиц, Тара Фицджералд,
Джон Туртурро, Алессндра Костензо, Алессандро Диели, Ноли Ерл, Антон
Роджерс, Ханна Тейлор-Гордон, Роналд Пикап и др. Музыка: Стивен Уорбен, Оператор: Вилко Филак
21.04.2004
Конец XV - начало XVI века, Испания, Голландия, Венеция. Вектор - в
Константинополь, где, по слухам, к иудеям относятся лучше, чем в
Западной Европе. Таков скорбный еврейский путь "осени средневековья",
проделываемый двумя сёстрами, старшая из которых принимает на себя
родительские функции по отношению к младшей, вследствие чего первой
приходится пожертвовать личной жизнью во имя благосостояния и просто
выживания семьи, второй же - почти пожизненно исполнять роль младшей
сестры-единственной дочки. Последняя выходит замуж за голландского
еврея, рожает девочку, теряет в очередном погроме мужа и бежит
(естественно, вместе с сестрой и подросшей дочерью) в Венецию, откуда
"свои люди" должны перебросить их в Константинополь. Но в Венеции евреев
тоже содержат в гетто, по крайней мере, бедных. Наши героини
состоятельны, их - вследствие видов на богатство - хорошо принимают в
высших кругах венецианского общества, до поры делая вид, что в городе
св. Марка и на самом деле нет ни эллинов, ни иудеев. Старшая сестра,
заправляющая делами семьи, затевает государственное преступление с целью
овладеть секретом изготовления баснословно дорогого венецианского
стекла, дабы с помощью тайного знания облегчить семье переезд в
безопасную столицу иноверцев. Младшая влюбляется в венецианского дожа, в
свою очередь, планирующего женить на её дочери сына-недоросля, чтобы
завладеть немалым состоянием еврейской семьи. Инквизиция, однако, не
дремлет и казнит старшую сестру посредством утопления в канале. В общем,
драма.
Смотрится немного скучный этот фильм тем не менее не без интереса.
Последний вызывает не сюжет, конечно, не режиссура или актёрские
дарования, а совершенно замечательная работа художника и оператора,
скорее именно мастерство и удивительный профессионализм первого. И
эпизодически, но замечательно точно, выпукло, детально показанная
"повседневная жизнь" ренессансной Испании и Голландии, и подробно -
Венеции, жизнь в бытовых подробностях труда и развлечений, "праздников,
радостей и скорбей" оказывается интересней самой, в сущности, ничем не
оригинальной истории иудейских и женских мытарств. К тому же дивный
визуальный ряд искусно дополнен мелодичной музыкой, в результате чего
банальная мелодраматическая история не то что возвышается, но как бы
"дотягивает", дорастает до драмы, скорее исторической нежели
индивидуальной человеческой жизни.
Вряд ли что-то иное можно сказать об этой картине, но и того, что
уже сказано, кажется достаточно, чтобы сделать вывод: она более
познавательна нежели беллетристична и, следовательно, любопытна будет
скорее всего людям, интересующимся историей и культурой прошлого более,
чем развлечениями сегодняшнего дня.