мелодрама Продолжительность: 126 США 2004 Режиссер: Тим Бёртон Продюсер: Ричард Занук, Дэн Джинск, Брюс Коэн. Сценарий: Джон Аугуст (по роману Дэниела
Уоллеса), В ролях: Эван Макгрегор, Алберт
Финни, Билли Грудап, Джессика Ланж, Элисон Ломан, Хелена Бонэм Картер,
Робер Гийом, Стив Бушеми, Денни де Вито и др. Музыка: Дэнни Элфман
Оператор: Филлип Руссело
30.04.2004
Американская сказка об идеальном герое. Умирая, отец рассказывает
взрослому сыну волшебную версию истории своей жизни, воспринимаемую
последним (и нами, зрителями) как фантазия о том, какой не то что может,
но могла бы быть, должна бы быть реальность. Выходец из крохотного
городка, он отправился в странствие по жизни и дорогам Америки, чтобы
найти счастье. Это счастье - не примитивное богатство, а любовь и
деятельная помощь ближним. Одновременно - это возможность не только
ощутить себя, но и по-настоящему сделаться "большой рыбой", не
скрывающейся, но и неуловимой, приносящей тем, кого она одарит встречей,
и силы, и надежду, и незабываемый миг счастья.
Странствуя по Америке первой трети ХХ столетия, Эдвард Блум
(говорящая фамилия, несомненно, отсылает зрителя к джойсовой Одиссее,
только вот отсылка эта, пожалуй, выглядит натяжкой авторского самолюбия,
поскольку предлагает нам заведомо облегчённый, мыльнопузырящийся вариант
трагической истории противостояния человека и мироздания) встречает и
сказочных героев, и обычных людей, и единственную в жизни великую
любовь. Всех и каждого обаятельный до сладковатости герой покоряет
неизбывной добротой и щедростью сердца. Каждому и всем он - "большая
рыба", естественно, преодолевшая ряд искушений на своём пути - дарит
самый ценный подарок. Этот подарок - освобождение от иллюзий о том, что
реальность не есть сказка, что в реальности надо жить иначе, чем в
сказке. Иными словами - Эдвард Блум помогает встречным "жить не по лжи",
ибо сказка не есть ложь, сказка есть то, чем должна и может стать
реальность.
Этот фильм Тима Бёртона, режиссёра, снимающего преимущественно
притчеобразные фантазии, пожалуй, более прочих облегчён и праздничен. В
одном из первых же эпизодов преодоления героем искушений он живо
напомнил мне "Сказку странствий" Александра Митты, в финале преподнёс
намёк на Артуриану, но больше всего, пожалуй, похож на главную
американскую сказку последнего десятилетия - на земекисовского "Форреста
Гампа", поскольку, помимо всего прочего, сделан с не меньшей
мелодраматичной политкорректностью. Не хотелось бы здесь подробно
разбирать отсылки и символы картины, каковыми она буквально испещрена,
подобно тому же "Форресту Гампу". Достаточно, наверное, просто напомнить
о том, Кого именно символизирует рыба. В контексте сказочной,
ангелической доброты самого Блума и окружающих его милых недотёп (из
которых особо выделим директора цирка и по совместительству
сентиментального вервольфа в исполнении нестареющего Денни де Вито, а
также поэта, замороченного пасторальными чарами, а потом вырвавшегося из
них и осуществившего истинную американскую, отнюдь не пасторальную
мечту, блистательно сыгранного Стивом Бушеми) этого будет, думаю, более
чем достаточно.
Фильм снят, как то и обычно для Бёртона, замечательно красиво,
разыгран профессионально, предназначен к семейному просмотру и
смотрится, действительно, с интересом. Но - увы - постфактум изрядно
разочаровывает, поскольку в начале и обещает, и содержит больше, чем
предлагает в финале. Чем и отличается - в сторону политкорректных
голливудских банальностей - от упомянутой выше "Сказки странствий",
каковую, сдаётся мне, Бёртон очень даже смотрел.
А вы, мой юный читатель, смотрели? Желаю вам того и советую, пусть
и после этой симпатичной "Крупной рыбы", но лучше бы - вместо.