лирическая драма Продолжительность: 93
Италия - Великобритания 1998 Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Продюсер: Массимо Кортези Сценарий: Клэр Пиплоу, Бернардо
Бертолуччи (по новелле Джеймса Лэсдана), В ролях: Тэнди Ньютон, Дэвид Тьюлис, Клаудио
Сантамария и др
Музыка: Вольфганг Амадей Моцарт, Эдвард Григ, Алессио Влад и др.,
Оператор: Фабио Чьянчетти
30.04.2004
Она - молодая африканка, чей муж попадает в репрессивную машину
очередного военного переворота в нищей стране. Он - наследник
состоятельной тётушки, имеющий возможность с утра до ночи предаваться
любимому досугу - музицированию на концертном стейнвеевском рояле, а
если и подрабатывающий уроками с одарёнными ребятишками, так, кажется,
тоже больше для удовольствия, нежели из необходимости.
Ей удаётся бежать в Европу, чтобы поступить в Риме в медицинский
институт и устроиться домработницей. Ему предстоит любоваться
очаровательной мулаткой, наводящей уют в его холостяцком особняке,
влюбиться в неё, получить отказ, бескорыстно помочь в поисках мужа,
окончательно потерять надежду на взаимность, прежде чем она поймёт, что
сама полюбила этого талантливого, взбалмошного, неистового вечного
ребёнка. Их единственная ночь вместе будет странной, нелогичной и
по-своему роковой, ибо пройдёт в преддверии приезда чудом спасённого (в
том числе, вероятно, и стараниями героя) мужа. Откроет ли она, столько
сил отдавшая борьбе и за и против, дверь дома своего второго своему
первому?
Каждый, кто сумеет прочесть это дивное визуальное стихотворение,
волен сам досочинить к нему последнюю строку. Финал открыт.
Я прочёл немало рецензий, прежде чем своими глазами увидел
предпоследнюю ленту маэстро Бертолуччи. По большей части они были
негативными. Действительно, мы отвыкли от такого кино: ни драк, ни
убийств, ни политики, ни даже секса. Да что там!.. Только война и мир в
нашем огромном маленьком мире, только человеческие взгляды, исполненные
страдания нахлынувшего покаяния и радости зарождающейся любви, только
золотистые столбики пыли в старинных, со следами былой роскоши,
одновременно архаичных и модерновых интерьерах, только оживающие и
замирающие в предчувствии - счастья ли? - души... В фильме произнесено
лишь несколько десятков слов. В фильме ничего не происходит. И в то же
время всё не только показано, но и сказано, но и сыграно американкой и
англичанином так точно и тонко, что маленький кусочек чужой жизни
бесконечно продляется в судьбы героев - как до их встречи, так и после
того, что рассказано и не рассказано, продляется и продолжает жить в
тебе, светясь, как та звезда, с которой не надо света.
"Осаждённые" - настоящий шедевр авторского кино, являющий и
романтику лирического видения мира, и реализм "хищного глазомера"
большого художника. "Осаждённые" напомнили нам о том, что их автор -
художник, лирик, кинорежиссёр - родился в семье подлинного поэта, о том,
что он последний классик итальянского кино или его первый маньерист. Мы
знали, что он склонен раздавать пощёчины общественному вкусу, что он
способен создать грандиозную кинофреску о своём столетии, но как-то
забывали о ещё одной (и может быть, главной) его ипостаси: Бертолуччи -
поэт, большой поэт, один из тех немногих, для кого кинематограф - не
только фабрика коммерчески выгодных игрушек, но высокое авторское
искусство.