Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ХРЕБЕТ ДЬЯВОЛА

Драма с элементами мистического триллера
Продолжительность: 103
Испания 2001
Режиссер: Г. дель Торо
Продюсер: П. Альмодовар, Б. Наварро
Сценарий:
В ролях: Э. Норьега, М. Паредес, Ф. Луппи, А. Тьелве, И. Гарго, Х.М. Лоренцо
Музыка: Х. Наваретте
Оператор: Г. Наварро


25.07.2002

Нельзя все-таки верить аннотациям на коробках, а если и верить, то от силы наполовину. Цитирую, исправляя орфографию и убирая с десяток лишних запятых (многократное 'который' оставляю во всем великолепии - из песни, как известно, слова не выкинешь): '1939 год, конец трехлетней кровавой гражданской войны в Испании, правые националисты генерала Франко побеждают левых республиканцев, маленький сын героя которых оказывается в сиротском приюте, у которого есть свои тайны, глубокие колодцы, блуждающие ночные призраки, ужасные предсказания, написанные кровью на старинных стенах, качающиеся кресты на приютском кладбище и дикий ужас, который бродит холодом среди камней проклятого места...'. Жанр определяется как 'ужасы'.

Чему здесь верить, чему нет? Дело, действительно, происходит в конце 30-х, в Испании, разваленной гражданской войной, в результате которой на долгие годы в стране воцарится фашистский режим. Сын погибшего республиканца, действительно, попадает в частный сиротский приют, располагающийся в старинном, полуразрушенном особняке с прилегающими подсобными помещениями. Никаких кинговских крестов на кладбищах и глубоких колодцев в духе Э. По, ни библейских кровавых надписей на стенах, однако же, нет. Нет, пожалуй, и дикого ужаса, во всяком случае, в стиле 'хоррор'. Жанр определяли вообще 'от фонаря' и попали пальцем в небо.

На самом деле, это - драма, чуть менее глубокая, чем классические губенковские 'Подранки', зато гораздо более кровавая. Что и выводит в целом сильную ленту за пределы высокого кино. Фильм тем не менее хороший, серьезный, болезненный и страшный, но не сценами жутковатых мальчишеских видЕний, а препарированной и выставленной на обозрение омерзительной человеческой сущностью, тем самым 'хребтом дьявола', о котором рассказывает в начале картины старый доктор новому пансионеру.

Главный антигерой картины - молодой подонок, бывший воспитанник этого же детдома, узнаёт, что его престарелые и немощные руководители скрывают в помещении золотые слитки, благодаря которым и содержат кое-как осиротевших ребятишек в годы лихолетья. Эта нелюдь в буквальном смысле проходит по трупам детей, женщин и стариков, чтобы золотом завладеть. Немногие спасшиеся мальчишки вынуждены вооружиться самостоятельно заточенными кольями, чтобы как-то защититься. В конечном итоге им это удается, причем не без помощи покойников. Точнее, детям кажется, что даже мертвецы поднимаются на их защиту. Смысл мистических видЕний, вероятно, в том, что никакая нормальная, а тем более детская психика правды просто не вынесла бы.

Еще более страшный смысл картины в том, что 10 - 14-летние ребятишки становятся убийцами, вынуждены ими стать, чтобы выжить: на войне как на войне.

Впечатляющее, но запредельно кровавое это зрелище завершается вроде бы благополучным, а на самом деле открытым финалом: изможденные и окровавленные ребята гуськом бредут по дороге, палимые ярким южным солнцем, чтобы назавтра снова пытаться выживать, снова вырываться из лап века-зверя, а в спины им смотрят из открытого окна невидящими очами не выжившие, не вырвавшиеся взрослые и сверстники. И - невзорвавшаяся бомба, украшающая центр детдомовского двора, подобно косе смерти на средневековых гравюрах.

Рецензия: Виктор Распопин