фантастический боевик Продолжительность: 115 США 2003 Режиссер: Ричард Доннер
Продюсер: Лорен Шулер Доннер, Джим ван Уик, Ричард Доннер Сценарий: Джефф Магуайр, Джордж Нолфи (по
роману Майкла Крайтона), В ролях: Пол Уокер, Билли Коннелли, Фрэнсис О' Коннор, Джерард Батлер,
Дэвид Тьюлис, Анна Фрайел, Мэтт Крэвен, Майкл Шин, Ламберт Уилсон и др. Музыка: Брайан
Тайлер Оператор: Калеб Дешанель
31.05.2004
Крайтона снимают много и многие ("Штамм "Андромеда"", реж. Роберт
Уайз, 1978; "Человек-компьютер", реж. Майк Ходжес, 1974; "Парк юрского
периода", реж. Стивен Спилберг, 1993, 1997 и Джо Джонстон, 2001;
"Сфера", реж. Барри Левинсон, 1998 и др.). Кроме того, и Крайтон сам
себя (и не себя тоже) снимает ("Мир Дикого Запада", 1973; "Кома", 1978;
"Короткое замыкание", 1984, "Тринадцатый воин", 1999 и др.). Более
подробная фильмография приведена в обстоятельной критической статье
известного литературного критика и переводчика Вл. Гакова, целиком
посвящённой кинематографической карьере известного фантаста, "Штамм
"Крайтон"" ("Если". 2004. N 3. С. 79 - 86), к которой отсылаю
заинтересованного читателя. Теперь настала очередь Ричарда Доннера,
прославившегося сериалом "Смертельное оружие", а в фантастике - фильмом
"Леди-ястреб". В прошлом году он экранизировал роман Крайтона "В ловушке
времени". По жанру лента представляет собой героическую фэнтэзи с
некоторыми вкраплениями НФ-боевика на тему путешествий во времени.
Увы, как и многие фильмы по Крайтону, в прокате фильм провалился,
хотя вряд ли он уж совершенно плох, разве что несколько сумбурен, живо
напоминает слабую, хоть и дорогостоящую ленту Л. Бессона о Жанне д' Арк
и не обладает сколько-нибудь оригинальной идеей, однако как
крупнобюджетный костюмный фантастический боевик вряд ли сколько-нибудь
хуже ему подобных. А что не лучше - действительно обидно, ведь от пары
Доннер - Крайтон можно было ждать большего. Увы.
Думаю, что в этом случае можно спокойно пересказать сюжет, ведь
перед нами не детектив, да и все шаблоны голливудского остросюжетного
кино зрителям отлично известны. Итак, сегодня или завтра американские
студенты-археологи, руководимые импозантным бородатым профессором, отцом
двух взрослых сыновей (один из которых - атлет - пошёл по стопам отца, а
другой - вроде как сомневающийся интеллигент - находится в отряде из-за
любви к помощнице профессора), откапывают во Франции развалины
феодального замка XIV века. Учёный куда-то отлучается, а молодой, жадный
до знаний народ обнаруживает в замке секретное помещение без каких-либо
следов присутствия в ней современного человека, за исключением очков и
письма на пергаменте, кои несомненно принадлежат их собственному
руководителю.
Ищут профессора, ан нет, дядя пропал. Далее действие раздваивается:
одна линия идёт опять-таки в сегодняшнем дне, в Америке, где крутые
учёные изобрели машину времени и ничтоже сумняшеся экспериментируют с
живыми людьми; другая - в 1357 г., во Франции, куда подопытных студентов
забрасывают ради спасения профессора и где они погибают или выживают,
почти без надежды возвратиться домой, поскольку, во-первых, злостный
негодяй в XXI веке машину времени взрывает, а во-вторых, в веке XIV
пресловутый замок заодно с близлежащей деревней предают огню и мечу
англичане, в ту пору, как всем хорошо известно, ведшие с французами
знаменитую Столетнюю войну.
Приключения и лазание по крышам в духе "Тарзана" в смеси с
"Фанфаном-Тюльпаном" и трюковой робин-гудовщиной, к сожалению, начисто
лишены шарма и юмора, зато полны пеших, конных и артиллерийских баталий,
поединков на двуручных мечах и прочих подсобных средствах, а также,
ясное дело, романтических чувств. Снято всё это как должно: блокбастер
он и есть блокбастер, как блокбастер и завершается: профессора находят,
теряя сопровождающих студентов боевиков, младший сын покоряет сердце его
ассистентки, старший - сердце местной народной героини, рыжекудрой
девицы с замашками Жанны д' Арк, а покорив, не тащит её за собой в XXI
век, но остаётся в XIV, доблестно воюя и производя на свет будущих
защитников чужого отечества, ставшего своим. Профессор с ассистенткой и
младшим сыном совершают обратное путешествие во времени, каковое
становится возможным, потому что, несмотря на противодействие психа,
труса и карьериста из Бондианы, доблестные учёные успевают в срок
построить новую машину времени. Возвратившись же, они продолжают
раскопки и откапывают две каменные надгробные статуи, в которых узнают
героического сына и брата с супругой. Круг замыкается, все счастливы,
кроме убиенных героев и злодеев, но что поделать - шестёрки умирают
первыми. И насовсем.
В общем же, фильм у Доннера - Крайтона получился для детей до 14.
Взрослым в зале и правда скучновато: ничего нового ни о человеке, ни о
том мире, ни об этом не рассказано, огненной пальбой после Бессона и
Джексона тоже никого не удивишь, а по крышам скакать у Жерара Филипа
обаятельнее получалось.
Ну а для ребятишек зрелище, по-моему, вполне подходящее.