Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОСЛЕЗАВТРА (THE DAY AFTER TOMORROW)

фильм-катастрофа
Продолжительность: 117
США 2004
Режиссер: Роланд Эммерих
Продюсер: Марк Гордон, Роланд Эммерих
Сценарий: Роланд Эммерих, Джеффри Нахманов
В ролях: Деннис Куэйд, Джейк Гилленхаал, Йен Холм, Села Уорд, Кеннет Уэлш, Эмми Россум, Даш Минок, Джей О' Сандерс и др.
Музыка: Харалд Клозер
Оператор: Уэли Стейгер


16.06.2004

Впечатляющий дубль "Дня Независимости". Дубль оттого, что новый фильм Роланда Эммериха визуально и драматургически почти точно повторяет его предыдущую работу, а впечатляющий не только потому, что эпизоды разрушений сделаны с куда большим размахом, но и потому, что в содержательной основе картины заложена вполне серьёзная, хоть и не оригинальная, мысль об ответственности человечества перед планетой, которая его породила и которую он беспощадно эксплуатирует.

Стало быть, не сегодня-завтра так послезавтра матушка Земля переживёт глобальный климатический кризис, вызванный катастрофическим таянием арктических льдов, вследствие чего сместится курс Гольфстрима, на Южное полушарие обрушатся невиданные ураганы, а на Северном наступит новый ледниковый период. Колоссальные смерчи и цунами, как спичечные коробки, развалят небоскрёбы и смоют мегаполисы, стоградусные морозы довершат уничтожение всего живого. Статуя Свободы с факелом надежды, правда, не рухнет, как Колосс Родосский, но живо напомнит известный рассказ печального юмориста о фрагменте Геракла. Своевременные же предупреждения учёных, как и должно быть, проигнорируются правительственными чиновниками. В итоге от всей северной части США останутся лишь рожки да ножки, то бишь малые группки отчаянных смельчаков, настоящих героев, способных проявлять чудеса доблести и самопожертвования, чтобы просто выжить или спасти тех, без кого и выживать незачем. Так, климатолог из Вашингтона, подобно герою рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни", доберётся пешком до погибшего в волнах и снегах Нью-Йорка, чтобы спасти сына, в свою очередь неоднократно рисковавшего жизнью, выручая любимую девушку.

Собственно говоря, сюжетных линий в картине немало, но все укладываются в пропись последнего предложения. Да и не сюжетные перипетии, пожалуй, фильм определяют. Он впечатляет не героической драматургией, даже не актёрскими работами, а именно качеством спецэффектов, общей мрачной, почти безысходной тональностью, которые вкупе подчиняют зрителя так, что никакой хэппи-энд с политическими намёками (мол, господа власть предержащие, не ждите катастрофы, играйте со странами третьего мира по-честному) и политической же корректностью главной мысли не затушёвывает. А она в том, что послезавтра рождается сегодня, даже позавчера, и наш мир, и мы сами уже сегодня стоим на краю бездны. Обрушимся - не спасут ни космические станции, ни чудом ожившие в стоградусный мороз вертолёты.

Посмотрите фильм-катастрофу Роланда Эммериха "Послезавтра" (по сути - вовсе не катастрофу, а настоящую антиутопию), прислушайтесь к этой песне протеста и предупреждения - мрачно, но по делу: матушка-то Земля кризис скорее всего переживёт - много чего уж видела, а вот чадам её непременно придёт end, и уж никак не голливудский happy.

Рецензия: В. Распопин