Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПРОГУЛКА

романтическая мелодрама
Продолжительность: 90
Россия 2003
Режиссер: Алексей Учитель
Продюсер: Алексей Учитель
Сценарий: Дуня Смирнова
В ролях: Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов, Евгений Гришковец, Мадлен Джабраилова, Андрей Казаков и др.
Музыка:
Оператор: Юрий Клименко, Павел Костомаров


09.07.2004

1.

«Прогулка» - фильм нашумевший и разными зрителями воспринятый по-разному. Почему-то воспринимается он в паре с «Коктебелем» А. Попогребского и Б. Хлебникова. Может, потому, что богат 2003 год громкими российскими фильмами. На московском КФ 2003 г. его просто освистали, тогда как заумный «Коктебель» (добротный, но не для массового зрителя фильм) щедро наградили, а на Минском «Лiстападе» - одарили победой и зрительскими симпатиями, а «Коктебель» проигнорировали. В общем-то, обидно за оба фильма - попали под огонь критики, освистаны, хотя приобрели свою аудиторию. А «Прогулка» даже держит высокий рейтинг и лидирует в прокатах.

«Прогулка» чем-то продолжает традиции «Догмы»: очень реалистичная съёмка, дрожащий кадр, никаких тебе «приукрасов» действия и декораций, обычные, естественные диалоги. Совершенно, как в жизни, с каждым из нас может произойти точь-в-точь такая же история. И рассказана она почти в реальном времени. Хотя, в отличие от «догмовских» картин, в «Прогулке» нет ничего «некрасивого», излишне натуралистичного, шокирующего. Это коллаж, но коллаж милый и симпатичный, очень динамичный, смотрится на одном дыхании. Фильм-настроение. Фильм-улыбка. Фильм-танец. Возможно - поклон «Я иду, шагаю по Москве»: здесь-то Питер. Но необычный Питер - Петербург on-line, как гласит рабочее название картины.

Ближе к фильму. Краткая характеристика: о молодых, прекрасных, самоуверенных, ранимых двадцатилетних, которым хочется гулять под открытым небом, будь оно солнечным или грозовым, ничего не делать, влюбляться и ревновать, радоваться и огорчаться, находить и терять, ошибаться и учиться на ошибках и у которых вся жизнь ещё впереди. Немного странная девушка (Ирина Пегова) после несколько настораживающего предисловия выходит из шикарной тачки и отправляется бродить по прекрасному, сказочному, солнечному Питеру. С ней знакомится приятный и занятный парень (Павел Баршак), который привлекает к прогулке своего друга (Евгений Цыганов), эта колоритная троица почти полтора часа гуляет - пешком, потому что девушке якобы нельзя сидеть - по улицам, переходам, взбирается на Исаакиевскую колоннаду, бродит по Васильевскому острову, провожает на матч фанатов «Зенита», ссорится, мирится, влюбляется, ревнует, обижается, прощает, но это всё не важно. Действие можно пропустить совершенно спокойно. Обратить внимание нужно на мастерскую работу оператора и монтажёра, на прекрасно подобранное звуковое (шумовое) сопровождение, на искренние, счастливые, удачно подобранные лица молодых актеров и на телефонные разговоры, которые регулярно ведёт девица по своему мобильному и которые ясно дают понять: всё не так просто и безоблачно, как кажется. В общем, весь фильм - прелюдия к финалу, где героиня приводит ребят в некий клуб, и появляется ОН - тот, кто звонил на мобильник. Именно Сева (знаменитый актер и театральный режиссер Евгений Гришковец), уверенный в себе, самодостаточный, простой, как три рубля, и разумный, как никто другой в картине, - кульминация, соль и «фишка» всего фильма, лучшая актерская работа. Если всему фильму можно сказать «верю», то финалу - «верю на все 100». Не буду рассказывать, в чём интрига и «подковырка» всей прогулки, ничего приятного в этом нет, ведь девушка с первых же кадров предупредила попутчиков, что она всё время врет. Гришковец хорош и неподражаем. А его фраза «это ж горы, там реально пешком надо ходить, ногами», надеюсь, станет крылатой, как «заливная рыба».

Тем, кто ожидает слёзной мелодрамы и хеппи-енда, смотреть «Прогулку» не стоит. Тем, кто ждёт драматизма и высокого искусства, - тоже. А юному «поколению Р» - можно, даже стопроцентно понравится. Поколению постарше обязательно понравится Евгений Гришковец. Если у вас просто есть два лишних часа - посмотрите, хотя бы для того, чтобы составить своё мнение о новинке отечественного кинематографа и решить, есть ли у «наших» великое будущее. Главное - не обращайте внимания, что босоножки у героини то и дело меняют цвет...

Рецензент Юлия Шейнина

2.

Соглашаясь с автором почти во всём, хочу лишь кое-что добавить. С моей точки зрения, «Прогулка» не просто поклон «Я шагаю по Москве», но перекличка, концептуальная вариация. Сегодня - именно Питер. Именно Питер - город оттепели, лёгкого дыхания, свободы самовыражения. По крайней мере, так -в кино, до последней его части.

Далее. Сколь бы ни был хорош Гришковец (а он действительно хорош), молодые актёры ничуть ему не уступают. Чувствуется работа команды, ясно ощущается крепкая рука режиссёра, который знает, что хочет сделать сам и что должны для этого сделать исполнители.

А какой блистательный сценарий!.. Это ведь во многом драматургия Дуни Смирновой, водопад, поток диалогов определяет успех картины, в которой есть и цыгане, и фанаты «Зенита», и менты, и сам город, и ливень - всё говорящее, ни на секунду не умолкающее. Этот вот полуторачасовой, непрекращающийся диалог персонажей и героя - города - рождает ощущение лёгкого дыхания и чистого воздуха, а камера лишь поёт в унисон.

Наконец, главная роль. Она (и вместе с ней весь фильм) может быть прочтена по-разному, в том числе и как фантазия (а не враньё). То есть всё действо может быть фантазией девушки, которая не любит своего, много старшего её жениха. Но в том-то и соль, что вне зависимости от прочтения прогулка замыкается там, где началась, приводит к тому, от чего героиня бежала. Иначе говоря, оттепель - только оттепель, за ней неминуемо следуют заморозки. Совсем необязательно политические, просто двадцатилетние становятся тридцатилетними... И последний побег героини - бросок в никуда, за ею же выдуманными призраками славных парней в солнечный город лёгкого дыхания. И вся романтика оборачивается ностальгией по невозможному, а романтическая мелодрама превращается в трагикомедию - и человеческую, и социальную. Не бывает городов лёгкого дыхания, если сам человек о нём только грезит.

И ещё одно. Отнюдь не всем «старикам» и поклонникам психологической драмы в духе Бергмана не понравится эта романтическая мелодрама на пограничье с трагикомедией. Великолепный фильм!

Рецензент Виктор Распопин

Рецензия: