Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ДЕНЬ РАСПЛАТЫ (THE RECKONING)

костюмная драма с элементами детектива
Продолжительность: 107
Великобритания - Испания 2003
Режиссер: Пол Макгиган
Продюсер: Кэролин Вуд
Сценарий: Марк Миллс (по роману Барри Ансуорта)
В ролях: Пол Беттани, Уиллем Дэфо, Венсан Кассель, Брайфн Кокс, Джина Макки, Йоэн Бремнер, Саймон Макбёрни, Эльвира Мингес, Джейм Космо и др.
Музыка: Эдриан Ли, Марк Манчина
Оператор: Питер Сова


12.07.2004

Многое, очень многое напоминает этот фильм: и "Имя розы", и "Капитана Фракасса", и отчасти "Седьмую печать" Бергмана, и - в эпизодах с крупными планами У. Дэфо - "Последнее искушение Христа", но в основе, разумеется, лежит сцена "Мышеловка" из "Гамлета", а также производные от неё тексты (например, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" П. Стоппарда). Изобилие культурных отсылок и полижанровость (а "День расплаты" - и драма, и костюмный триллер, и историко-политический детектив), впрочем, не делают картину заведомо вторичной постмодернистской мозаикой. Это очень мрачный и очень цельный текст-матрёшка, рассчитанный и на простого зрителя, доверчиво следящего за крепко закрученными перипетиями сюжета, и на интеллектуала, с удовольствием воспринимающего эту ленту в контексте произведений-предшественников.

Сюжет коротко в следующем. 1380 г., середина Столетней войны, период, когда англичане утратили почти все свои французские владения, а король Ричард II находится в зависимости от жестокого и извращённого герцога де Гиза. Молодой деревенский священник (великолепная роль Пола Беттани), застигнутый мужем-рогоносцем на месте преступления, в отчаянии убивает соперника и вынужден спасаться бегством. На большой дороге он встречает труппу бродячих артистов и не без труда примыкает к ней. У маленького коллектива, разумеется, множество проблем: от странной смерти бывшего руководителя до сломанной оси телеги, вследствие чего вконец обнищавшая труппа вынуждена остановиться в норманнской деревне, где, так сказать, при пороге встречается с процессом против ведьмы (очевидная отсылка к "Седьмой печати"), якобы ограбившей и убившей местного паренька. Вскоре оказывается, что таких пареньков убито уже несколько, что приговорённая к повешению - несчастная глухонемая, что к этому делу проявляет нездоровый интерес не только судья, но и настоятель местного монастыря, что, наконец, здесь же находится ставка Роберта де Гиза.

Преступивший закон Божий и человеческий расстрига, мучимый совестью за собственное преступление, не может допустить людской несправедливости к несчастной страдaлице, возможно, напомнившей ему о былой любви и как бы зеркально отобразившей его собственные горести, и пускается в расследование на свой страх и риск, мало того, втягивает в это дело старшего труппы (столь же блистательная роль Уиллема Дэфо), который осуществляет попытку изменить общественное мнение с помощью постановки оригинальной пьесы - той самой "Мышеловки", о которой все мы помним из "Гамлета".

Детектив и драматический триллер увенчиваются если и не высокой трагедией, то самой настоящей драмой, когда в реальное психологическое противостояние с роком в лице заезжих актёров оказывается вынужден вступить сам де Гиз (еще одна замечательная актёрская работа - Венсана Касселя).

Превосходный, мрачный, преимущественно ночной фильм, в котором удивительно гармонично сочетаются историзм и выдумка, цитаты из классических текстов (например, эпизод с посещением двумя главными героями тюрьмы, где содержится "ведьма", заставляет вспомнить и "Страсти Жанны д' Арк" Дрейера, и упоминавшуюся уже "Седьмую печать" Бергмана, и, конечно же, гётевского "Фауста") и захватывающий сюжет, крупные планы, напоминающие ренессансный портрет, и дорожные панорамы, отсылающие одновременно к старой живописи как таковой и к киноживописи таких мастеров, как О. Уэллс и Г. Козинцев. Не меньше впечатляет оригинальная, печальная и тревожная, музыка, контрапунктом сопровождающая героев и зрителей этой безысходной одиссеи. Но главный герой, тот, перед кем невозможно не склонить с благодарностью головы, конечно же, Пол Макгиган. Такой режиссёрской работы я лично давно не видел - куда там Жан-Жаку Анно, с его полуголливудским "Именем розы"!..

Рекомендую "День расплаты" как лучший, на мой взгляд, историко-драматический триллер последних лет, как многослойный стройный художественный текст, как один из лучших образцов европейского кинематографа всем взрослым зрителям, но прежде всего зрителям грамотным и серьёзным, ищущим в кино не развлечения, а искусства и повода для размышлений.

Рецензия: В. Распопин