ПРЕКРАСНАЯ И УЖАСНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ (DIE MACHT DER BILDER: LENI RIEFENSTAHL)
документальный фильм Продолжительность: 180 Великобритания - Франция - Германия - Бельгия 1993 Режиссер: Рэй Мюллер Продюсер: Сценарий: В ролях: Музыка: Ульрих Бассенге Оператор: Мишель Баудур
13.07.2004
Жителям Москвы повезло: в галерее Нащокина в нынешнем сезоне представлена изумительная выставка «Пять жизней Лени Рифеншталь» (вероятно, имеется в виду: танцовщица, актриса, режиссёр, оператор, фотограф), где посетители могут увидеть множество фотографий о Лени, фотографий Лени, просмотреть её фильмы и фильм о ней Рэя Мюллера, о котором пойдёт речь. Ощущение от фотографий 20 - 30-х годов, с которых прямо в душу смотрит хрупкая девушка с огромными чарующими глазами, просто волшебное. Очень интересны, ярки, необычны фотографии из «нубийской» серии: неповторимые раскраски лиц, застывшие танцы, гордые и красивые люди цвета чёрного шоколада... Подводная эпопея представлена не так широко, но и те немногие фото, которые зрители могут увидеть, гениальны, как и все остальные работы Лени. Выставка продлится до 30 июля 2004 года.
Какой она была, эта женщина? Можно подобрать бесконечное множество эпитетов - потрясающая, уникальная, невероятная, красивая, сильная, гордая, смелая, своенравная, талантливая, просто гениальная! Многограннейшая: занялась танцами и покорила весь мир как танцовщица; решила сниматься в кино - добилась у Арнольда Фанка главных ролей в его фильмах и покорила мир как актриса (ею восхищался, обещая сделать мировой звездой, Джозеф фон Штернберг, ее ненавидела, чувствуя соперницу по экрану, восходящая к зениту славы Марлен); увлеклась производством кино, и после первого же фильма мир лег к ногам нового режиссёра - первого режиссёра-женщины! И позже она добивалась невероятных высот во всем, за что ни бралась, - будь то фотография или подводные съёмки.
Имя Лени Рифеншталь часто употребляется с негативным оттенком: «певец нацизма», «пропагандировала нацизм», «гитлеровская пособница», мол, «в ней слились гений и злодейство». Думаю, что после просмотра этого фильма ни у кого не останется сомнений: все нападки - от злости, зависти и некомпетентности отдельных журналистов и критиков.
Она во всём была первой, даже в своих заблуждениях. Просто глупо обвинять эту хрупкую и непокорную женщину, в том, что она, как и полмира в то время, верила в Гитлера. В чем её можно обвинить? В том, что она всё, за что бралась, делала гениально, превращая навоз в золото? В том, что она в свои 34 года была гениальным Художником, поэтому её заметил Гитлер и именно ей доверил снимать отчёт о съезде нацистов? Заметьте, что в двухчасовом «Триумфе воли» нет ни слова о нацизме, ни слова о войне - только о сплочённости страны, о мире, об исполнении властью своих обещаний. Это по сути очень оптимистический и жизнеутверждающий фильм об идеалах, которыми бредила тогда Европа, о великой, как тогда казалось, эпохе. Впрочем, кто талантливее самой Лени, создателя лучших - до сих пор - документальных фильмов в истории кино, может рассказать об этом?..
«Из-за фильма "Триумф воли" я пережила 4 ареста, 30 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике. Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всём, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я - художник». И фильм 1936 года «Олимпия» - высшая, на мой взгляд, планка художественности и гармонии.
Она не политик - она до кончиков ногтей певец красоты и эстетики, режиссёр, новатор, и все это с большой буквы, и всё это на пределе человеческих возможностей. Она Мастер. В одном лице и режиссёр, и оператор, и исполнительница главных ролей, и монтажёр, и фотограф, и изобретатель новейших технологий - новых плёнок, новых объективов, новых светофильтров, новых ракурсов, новых планов, новых точек зрения, новых граней красоты. Она несравненна. Она прекрасна. Она - ярчайший метеор, когда-либо освещавший небеса мирового кинематографа.
Вот вся её жизнь. Родилась Хелена Берта Амалия Рифеншталь 22 августа 1902 года, с 12 лет занималась спортом, с 14 лет увлеклась танцами, в 21 год покорила мир как балерина, в 24 - как актриса кино, снявшись в фильмах Фанка «Священная гора», «СОС. Айсберг» и др. Она стала самой настоящей альпинисткой, первой из женщин и ни в чём не уступающей мужчинам. Она влюбилась в горы, она облазила все пики в Альпах. Международный сайт альпинистов называет её легендой этого вида спорта. В 30 лет сняла первый игровой фильм («Голубой свет») как режиссёр. В 32 года сняла - по убедительнейшей просьбе Гитлера (в обмен на обещание, что она никогда ничего больше не станет снимать для партии и Рейха) - документальный фильм «Триумф воли», ставший впоследствии для неё роковым. В 34 года сняла документальный фильм «Олимпия». К 36 годам закончила монтаж «Олимпии», и фильм прокатился по всему миру, собрав все мыслимые и немыслимые овации и премии. Год спустя началась война, войска Германии вступили в Польшу. Лени, попытавшись было вести кинохронологию военных действий, после первого же столкновения с мирным населением с большим скандалом покидает линию фронта и разрывает отношения с партией и политикой навсегда. Несколько лет снимает фильм о цыганах и свободе в разных странах, но война заканчивается и негативы попадают под арест. С 47 до 50 лет её жизнь - ад: сплошные аресты, суды, депрессия. В 53 года она на много лет уезжает в Африку - Кения, затем Южный Судан, и живёт среди диких племён нубийцев, изучая и запечатлевая в вечности их обычаи и лица. В 71 год издала фотоальбом «Последние из нубийцев», который имел оглушительный успех, затем, в 74 года - ещё один фотоальбом, продолжающий первый. В 75 лет (это не опечатка!) её заворожил подводный мир, и она, сдав экзамен по поддельным метрикам, стала самой старой подводной ныряльщицей в мире, до 90 с лишним лет погружаясь на дно океанов, фотографируя жизнь подводного мира и снимая замечательные фильмы. Выпущены завораживающей красоты фотоальбом «Коралловые сады» и документальный фильм «Впечатления под водой». Умерла 8 сентября 2003 года, на 102-м году жизни. Весь ХХ век прошёл перед её глазами и отразился в её работах. Так хочется, чтобы на жизнь и творчество Лени Рифеншталь перестали смотреть сквозь узкую призму двух фильмов, занявших в её огромной и разнообразной жизни всего 4 года. Обидно, что всю оставшуюся жизнь ей приходилось оправдываться и «доказывать, что ты не верблюд».
***
Как здорово, что на мировой экран, и в особенности на российский, выходят такие добротные, полные, красивые - одним словом, хорошие документальные фильмы, как этот! Жанр документального кино специфичен, любителей и ценителей у него гораздо меньше, чем у кино художественного, и аудитория более искушённая, заранее ждущая скандального, «жареного», неизвестного, нового взгляда и новых открытий. И авторам фильма удалось, на мой взгляд, удовлетворить публику. По крайней мере, нет ни одного документального источника, из которого мы бы могли узнать столько о Лени Рифеншталь, кроме, разве что, мемуаров этой удивительной женщины, опубликованных спустя несколько лет после выхода фильма. Но это уже совсем другой жанр и другой вид искусства.
Фильм Р. Мюллера - история жизни Лени Рифеншталь от и до. Построен он в виде интервью со старушкой Лени (режиссёр провозит Рифеншталь по местам, где происходили важнейшие события её жизни, и она рассказывает и показывает, как всё было, временами ругаясь с оператором и показывая, в каком ракурсе её лучше снимать - тяжело, когда в кадре режиссёр и оператор) и анализа тех или иных её достижений с исторической и художественной точек зрения. Вместе со съёмочной группой зритель побывает в разных уголках Германии, взглянет на альпийские пики с высоты вертолёта, побродит по киностудии, где когда-то начинали сниматься Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих, где снимала павильонные сцены сама Лени, и посидит в монтажной, где монтировались по 18 часов в сутки сотни километров отснятой пленки; далее вместе с Лени совершит путешествие по экзотической Африке и опустится на дно океана.
Часть фильма Мюллер и Рифеншталь просто сидят за столом, рассматривают рукописи, фотографии, сценарии и обсуждают их. Безумно интересно слушать, как снималась та или иная сцена (как-то раз актерам Фанка пришлось сутки сниматься в ледяной пещере при - 28, а в другой раз на Лени спустили настоящую лавину), как Рифеншталь придумала технику ночных съёмок при дневном свете, как она впервые применила широкофокусный объектив, где прятался подъёмник и где располагались круговые рельсы во время съёмок «Триумфа воли», как удалось в «Олимпии» снять прыгунов в длину снизу (из специально вырытой ямы), почему некоторые фрагменты монтировались задом наперед, и ещё десятки интригующих подробностей.
Каждое произнесённое слово, каждое прозвучавшее в фильме утверждение подкреплено документальным материалом - великолепным, мастерски подобранным и смонтированным: фотографиями - как известными, так из личного архива Лени, видеосъёмками о видеосъёмках, фрагментами из художественных и документальных фильмов, историческими кинохрониками.
Изредка Мюллер задаёт каверзные вопросы, особенно о периоде знакомства Лени с Гитлером и Геббельсом: «А как Вы объясните такие строки из дневника Геббельса?..», «А что Вы чувствуете, пересматривая эти кадры?..», «А почему Вы тогда не уехали из страны?..» Но Лени Рифеншталь держится с достоинством и честно ищет убедительные ответы.
Рэй Мюллер поставил перед собой серьёзную задачу: не просто рассказать о жизни и таланте скандально знаменитой женщины, но и проанализировать их, показать скрытые мотивы поступков живой легенды. В целом его фильм кажется слишком неспешным, зато подробным, всесторонним и убедительным.
В одном из интервью Лени говорила: «И в искусстве, и в жизни мне кажется важным стремление к идеалу, к идеальному человеку. Если мир откажется от стремления к совершенству, это будет равносильно самоубийству». И в этом вся она и вся её жизнь, которая как нельзя более близка к совершенству. Не могу назвать никого, кто прожил бы настолько насыщенную, яркую, разную жизнь, полную стольких взлётов и падений и тем не менее настолько целостную, гармоничную и красивую, такую «прекрасную и ужасную», как Лени Рифеншталь. А вы можете?