Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ГУД БАЙ, ЛЕНИН! (GOOD BYE, LENIN!)

ироническая драма
Продолжительность: 116
Германия 2003
Режиссер: Вольфганг Беккер
Продюсер: Штефан Арндт
Сценарий: Берндт Лихтенберг, Вольфганг Беккер
В ролях: Даниель Брюль, Катрин Засс, Мария Симон, Чулпан Хаматова, Флориан Лукас, Александр Байер, Бургхарт Клаусенер, Михаэль Гвиздек и др.
Музыка: Янн Тирсен
Оператор: Мартин Кукула


20.07.2004

Милый фильм, аккуратный такой, по-человечески понятный, несмотря на нелепость исходной ситуации. И весьма культурный. А ещё сочетающий и драму, и комедию. Именно так. Это не трагикомедия, не высокий жанр, это смех сквозь слёзы, драма человечности вообще и человеческая комедия, в частности.

Отец, восточный немец (не все ещё забыли о том, что пятнадцать лет назад на карте существовали две Германии?), бросает жену и маленьких детей - сына и дочку, уезжает на Запад и там заводит новую семью. Не сразу: в течение трёх лет (как это выясняется в конце картины, когда все семейные тараканы вылезают на свет божий) он постоянно пишет жене, зовёт её к себе. Женщина тяжело переживает ситуацию и спасается общественной работой. Что это такое - общественная работа в стране социализма - многие ещё тоже помнят. Мужчин она превращает в чурбаны, женщин - в синие чулки. Причём и те, и другие, как правило, перманентно кипят праведным негодованием. Оно, собственно, и составляет их суть и суть их работы. Удивительнее всего, что в таких семьях иной раз вырастают хорошие дети.

Хорошие дети выросли и у героини картины Вольфганга Беккера. Особенно мальчик. Когда в 89-м - 90-м Михаил Сергеевич распорядился "отпущать", юноша присоединился к восточногерманским демонстрантам, двинувшимся к Берлинской стене. До полиции же распоряжение советского генсека, как видно, ещё не дошло, и она, полиция, принялась демонстрантов разгонять присущими ей, полиции, способами и методами. Мать увидела избиваемого сына, получила инфаркт, потеряла сознание и впала на год в кому. За этот год полицию переубедили, Хонеккера отправили в отставку, стену снесли, из социалистов сделались капиталистами, наводнили серые кварталы Восточного Берлина яркими западными рекламными плакатами, вымыли из обращения дешёвые товары и проч.

А когда мама, пострадавшая из-за сына, очнулась, тот, во искупление своей вины и просто из любви к матери, решил воскресить для неё мир, в котором она жила. В одной квартире. То, как он это делает, смешно; то, почему он это делает - печально.

Бедные, ей богу, люди! Несчастная, ежеминутно могущая умереть от осознания реальности социалистическая мастодонтка, замученный поисками продуктов почившего социализма парень, его одарённый товарищ, собственноручно изготавливающий для больной программы теленовостей, которые не только сам сочиняет и снимает, но и исполняет тоже сам, вынужденная против воли подыгрывать герою сестра, вышедшая замуж за западного немца и уже, так сказать, вкусившая западных свобод, сам этот западный немец, ни бельмеса не смыслящий в восточных реалиях, но соглашающийся играть в авантюру из чистого гуманизма, вышедшие в тираж старики-соседи, некогда праведно негодовавшие вместе с больной, пацаны, старательно изображающие из себя пионеров - за сорок марок...

Смешно, грустно, знакомо и до боли правдиво. Чем это правдоподобие может закончиться? Естественно, прощальным приветствием Владимира Ильича последней из могикан, вышедшей-таки на улицу, воспользовавшись случайным отсутствием контроля, как раз в тот момент, когда вертолёт, вылетевший из "Сладкой жизни" Феллини, переносил над городом фрагмент демонтированной статуи живейшего из всех живых, вообще-то всегда делавшего народу ручкой, но в данный момент растерявшегося и ручку-то уже очевидно протягивающего - к нашей героине: прости, мол, и помоги.

Простит, немцы всем всё прощают. Но не поможет. Самой бы кто помог. Сын вот пытался, не только социализм для неё одной реанимировал, но и беглого отца раздобыл. А толку? Он ведь, сын, в сущности, и сам обречён на недо-жизнь. Все мы, полукровки от социализма, обречены: хотим одного, любим другое, в третьем воспитаны, четвёртому поклоняемся. Может, потому ещё и способны на гуманизм. В отличие от законнорождённых буржуа.

Мысль режиссёра благородна, понятна и правильно понята - действительно, хороший и гуманный фильм с ровным актёрским составом, отличной операторской работой и запоминающейся музыкой оценён многочисленными призами кинофестивалей. Пусть "Гуд бай, Ленин!" и не шедевр, а просто добротное кино о человечности, о неравнодушии - так ли это мало в сегодняшнем, почти сплошь коммерческом шоу-бизнесе?

Посмотрите, а я, к сожалению, чуть запоздало, но от души благодарю главного редактора сайта "Культпросвет" М. Расташанского, приславшего мне картину на DVD ещё весной. Я получил удовольствие, спасибо, Михаил, надеюсь, моим читателям - и молодым, и пожилым - фильм тоже понравится.

Рецензия: В. Распопин