Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВАН ХЕЛЬСИНГ (VAN HELSING)

готический боевик
Продолжительность: 125
США 2004
Режиссер: Стивен Соммерс
Продюсер: Боб Даксэй, Стивен Соммерс
Сценарий: Стивен Соммерс
В ролях: Хью Джекман, Кейт Бекинсейл, Ричард Роксбург, Дэвид Уэнхэм, Шуллер Хэнсли, Уилл Кемп и др.
Музыка: Алан Силвестри
Оператор: Алан Давю


02.08.2004

Ван Хельсинг - персонаж романа Брэма Стокера "Дракула". И в романе, и в копполовской экранизации он изображён как пожилой бесстрашный учёный, этакий в какой-то мере добрый волшебник. Автору "Мумий" и нескольких других, менее успешных картин, Стивену Соммерсу нужен был для очередного блокбастера (по-моему, блокбастер есть не столько дорогущий, сколько подростковый фильм, то бишь зрелище для потребителя с подростковым уровнем сознания), понятное дело, не мудрый дедушка, а берсеркер во цвете лет, герой-убийца. Причём какой-нибудь любимец бойскаутов вроде Вин Дизеля на главную роль в готической истории явно не подходил. Не знаю, так ли уж хорош оказался Хью Джекман, а вот Кейт Бекинсейл в роли одновременно и главной жертвы и настоящей берсеркерши (что с того, что таковых в истории не было - в Голливуде отыщутся!), право, хороша. Ну так вот, на пару они, Джекман и Бекинсейл, добрых два часа и уничтожают тучи всякой нечисти, вроде вампиров и вампирш, оборотней и прочих подручных Дракулы. Последнего, натурально, тоже. Как водится, под занавес. После чего остаётся только удивляться, как ПОСЛЕ ТАКОГО бедный граф, то есть князь Влад взял да снова ожил через какой-нибудь пяток-десяток лет в книжке Стокера и, соответственно, в её экранизациях.

Впрочем, какое дело Соммерсу, а заодно и его потенциальным зрителям с тинейджеровским уровнем сознания до Стокера!.. Или до Стивенсона (в начале картины Ван Хельсинг трудно, однако успешно забивает мистера Хайда), не говоря уж о Мэри Шелли, чей знаменитый, на лицо ужасный, но добрый внутри герой родился и умер насовсем лет за пятьдесят до происходящих в фильме да и Стокером тоже описываемых событий. Не будем, не будем об анахронизмах! Соммерс, вообще-то говоря, своё кино снимал про другое, и мы с вами, читатель, это понимаем. Соммерс снимал трюковой блокбастер, сущий боевик в готическом антураже. И если отбросить в сторону поиски какого-либа иного смысла, вообще - смысла, со своей нелёгкой, несомненно глубоко творческой задачей он справился. Просто-таки на ура!

Чёрта разве что лысого в этом фильме не убивают. Все остальные монстры здесь есть. Классно сделанные монстры, с использованием, конечно, компьютерных технологий, но и как бы очеловеченные - не то что вам уродливый Горлум (как мы помним, тем не менее "переигравший" всех и даже Илайджу Вуда). Лично меня до слёз умилили летающие жёнки Дракулы - парадные глянцевые блондинки из "Плейбоя". И ведь чуть, знаете ли, не заели саму Бекинсейл, брюнеточку нашу!..

Шутки, однако, в сторону. Хотя... если и есть прелесть в "Ван Хельсинге", она как раз в шутках. В пародиях то есть. Они, конечно, по идее-то и должны составлять основу жанра, который условно назовём "Клуб знаменитых капитанов". Соммерс, зашибая свой боевик, в сущности, сделал что-то вроде облегчённой версии "Правдивой лжи". Без Шварценеггера-то ладно, но ведь умудрился обойтись и без куда более талантливой Джейми Ли Кёртис. Как? Сие есть тайна великая и, как было сказано в одном старом советском фильме, "волшебная сила искусства". Правда-правда, именно искусства, ведь это искусство - напихать в обходящееся чуть ли не вообще без разговоров двухчасовое тотальное кровопролитие тьму пародийных отсылок (тут вам и бондиана, и пародии на бондиану, и вся эта кровососно-мясоедная псевдо-готика, и вестерн и проч., и проч... чего стоит только эпизод с каретой, влекомой через ночной лес шестёркой лошадей, - тут и вся дракулиана, и романтическая костюмная мелодрама вкупе с... скажем, "кольтианой") да мало того - такую же тьму красивых крупных планов, как, честное слово, в какой-нибудь там "Анжелике" под "Чёрным Тюльпаном".

Короче, я забавлялся. А ребятишки, может, станут теперь играть в Ван Хельсинга, как раньше играли в Зорро. Маленькие, я имею в виду, ребятишки. Ведь посмотрят обязательно - ничего они после "Криков" не боятся, нынешние маленькие ребятишки: ни дракул, ни франкенштейнов - сказочки. Но клёво!

А сюжет? А что сюжет? Ну, служит Ван Хельсинг убийцей в НКВД от католической церкви, то бишь в каком-то там, кажется, особо секретном подразделении ордена иезуитов, ну, отметелил мистера Хайда и послали его в Трансильванию Дракулу (кстати, Дракула весьма импозантен, хоть и решительно не повторяет изображённого Гэри Олдманом) метелить, потому как извёл вампир под корень весь местный княжеский род, одна бедняжка принцесса (Бекинсейл-берсеркерша) осталась. Ну, вооружается перед походом на нечисть герой, как форменный Джеймс Бонд, чудесами новых технологий конца XIX века, ну, приезжает, натурально, влюбляется в княжеску дочку - и понеслась... Короче, дело не в сюжете, а как уж сказано, в приколах. Прочее - для зрителей с подростковым сознанием.

И что, вы думаете, мне не понравилось? Да понравилось же - давно так не веселился.

Напоследок рекомендация тем, кому хочется узнать, чем отличаются кинематографические монстры от монстров литературных, а также как именно сделан технически "Ван Хельсинг" С. Соммерса. Прочитайте статью Бориса Иванова "Доктор Смерть" в майском выпуске журнала "Total DVD" за этот год - там всё подробнейшим образом рассказано. И даже показано. Чего ж мне тут повторяться?

Рецензия: В. Распопин