готический боевик Продолжительность: 125 США 2004 Режиссер: Стивен Соммерс Продюсер: Боб Даксэй, Стивен Соммерс Сценарий: Стивен Соммерс В ролях: Хью
Джекман, Кейт Бекинсейл, Ричард Роксбург, Дэвид Уэнхэм, Шуллер Хэнсли,
Уилл Кемп и др. Музыка: Алан Силвестри Оператор: Алан Давю
02.08.2004
Ван Хельсинг - персонаж романа Брэма Стокера "Дракула". И в романе,
и в копполовской экранизации он изображён как пожилой бесстрашный
учёный, этакий в какой-то мере добрый волшебник. Автору "Мумий" и
нескольких других, менее успешных картин, Стивену Соммерсу нужен был для
очередного блокбастера (по-моему, блокбастер есть не столько дорогущий,
сколько подростковый фильм, то бишь зрелище для потребителя с
подростковым уровнем сознания), понятное дело, не мудрый дедушка, а
берсеркер во цвете лет, герой-убийца. Причём какой-нибудь любимец
бойскаутов вроде Вин Дизеля на главную роль в готической истории явно не
подходил. Не знаю, так ли уж хорош оказался Хью Джекман, а вот Кейт
Бекинсейл в роли одновременно и главной жертвы и настоящей берсеркерши
(что с того, что таковых в истории не было - в Голливуде отыщутся!),
право, хороша. Ну так вот, на пару они, Джекман и Бекинсейл, добрых два
часа и уничтожают тучи всякой нечисти, вроде вампиров и вампирш,
оборотней и прочих подручных Дракулы. Последнего, натурально, тоже. Как
водится, под занавес. После чего остаётся только удивляться, как ПОСЛЕ
ТАКОГО бедный граф, то есть князь Влад взял да снова ожил через
какой-нибудь пяток-десяток лет в книжке Стокера и, соответственно, в её
экранизациях.
Впрочем, какое дело Соммерсу, а заодно и его потенциальным зрителям
с тинейджеровским уровнем сознания до Стокера!.. Или до Стивенсона (в
начале картины Ван Хельсинг трудно, однако успешно забивает мистера
Хайда), не говоря уж о Мэри Шелли, чей знаменитый, на лицо ужасный, но
добрый внутри герой родился и умер насовсем лет за пятьдесят до
происходящих в фильме да и Стокером тоже описываемых событий. Не будем,
не будем об анахронизмах! Соммерс, вообще-то говоря, своё кино снимал
про другое, и мы с вами, читатель, это понимаем. Соммерс снимал трюковой
блокбастер, сущий боевик в готическом антураже. И если отбросить в
сторону поиски какого-либа иного смысла, вообще - смысла, со своей
нелёгкой, несомненно глубоко творческой задачей он справился.
Просто-таки на ура!
Чёрта разве что лысого в этом фильме не убивают. Все остальные
монстры здесь есть. Классно сделанные монстры, с использованием,
конечно, компьютерных технологий, но и как бы очеловеченные - не то что
вам уродливый Горлум (как мы помним, тем не менее "переигравший" всех и
даже Илайджу Вуда). Лично меня до слёз умилили летающие жёнки Дракулы -
парадные глянцевые блондинки из "Плейбоя". И ведь чуть, знаете ли, не
заели саму Бекинсейл, брюнеточку нашу!..
Шутки, однако, в сторону. Хотя... если и есть прелесть в "Ван
Хельсинге", она как раз в шутках. В пародиях то есть. Они, конечно, по
идее-то и должны составлять основу жанра, который условно назовём "Клуб
знаменитых капитанов". Соммерс, зашибая свой боевик, в сущности, сделал
что-то вроде облегчённой версии "Правдивой лжи". Без Шварценеггера-то
ладно, но ведь умудрился обойтись и без куда более талантливой Джейми Ли
Кёртис. Как? Сие есть тайна великая и, как было сказано в одном старом
советском фильме, "волшебная сила искусства". Правда-правда, именно
искусства, ведь это искусство - напихать в обходящееся чуть ли не вообще
без разговоров двухчасовое тотальное кровопролитие тьму пародийных
отсылок (тут вам и бондиана, и пародии на бондиану, и вся эта
кровососно-мясоедная псевдо-готика, и вестерн и проч., и проч... чего
стоит только эпизод с каретой, влекомой через ночной лес шестёркой
лошадей, - тут и вся дракулиана, и романтическая костюмная мелодрама
вкупе с... скажем, "кольтианой") да мало того - такую же тьму красивых
крупных планов, как, честное слово, в какой-нибудь там "Анжелике" под
"Чёрным Тюльпаном".
Короче, я забавлялся. А ребятишки, может, станут теперь играть в
Ван Хельсинга, как раньше играли в Зорро. Маленькие, я имею в виду,
ребятишки. Ведь посмотрят обязательно - ничего они после "Криков" не
боятся, нынешние маленькие ребятишки: ни дракул, ни франкенштейнов -
сказочки. Но клёво!
А сюжет? А что сюжет? Ну, служит Ван Хельсинг убийцей в НКВД от
католической церкви, то бишь в каком-то там, кажется, особо секретном
подразделении ордена иезуитов, ну, отметелил мистера Хайда и послали его
в Трансильванию Дракулу (кстати, Дракула весьма импозантен, хоть и
решительно не повторяет изображённого Гэри Олдманом) метелить, потому
как извёл вампир под корень весь местный княжеский род, одна бедняжка
принцесса (Бекинсейл-берсеркерша) осталась. Ну, вооружается перед
походом на нечисть герой, как форменный Джеймс Бонд, чудесами новых
технологий конца XIX века, ну, приезжает, натурально, влюбляется в
княжеску дочку - и понеслась... Короче, дело не в сюжете, а как уж
сказано, в приколах. Прочее - для зрителей с подростковым сознанием.
И что, вы думаете, мне не понравилось? Да понравилось же - давно
так не веселился.
Напоследок рекомендация тем, кому хочется узнать, чем отличаются
кинематографические монстры от монстров литературных, а также как именно
сделан технически "Ван Хельсинг" С. Соммерса. Прочитайте статью Бориса
Иванова "Доктор Смерть" в майском выпуске журнала "Total DVD" за этот
год - там всё подробнейшим образом рассказано. И даже показано. Чего ж
мне тут повторяться?