Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ТРОЯ (TROY)

эпический боевик
Продолжительность: 155
США 2004
Режиссер: Вольфганг Петерсен
Продюсер: Вольфганг Петерсен, Рэтбён, Колин Уилсон
Сценарий: Дэвид Бенёфф (по мотивам "Илиады" Гомера)
В ролях: Брэд Питт, Орландо Блум, Эрик Бэна, Диана Крюгер, Питер О' Тул, Брайан Кокс, Шон Бин, Брэндан Глисон, Джули Кристи, Джеймс Космо и др.
Музыка: Джеймс Хорнер
Оператор: Роджер Пратт


23.08.2004

Прежде всего оговорюсь: я не ставил себе задачей написать обычную рецензию на фильм, у которого и без меня рецензентов хватает. Ниже я попытаюсь лишь выразить общее своё впечатление и высказать несколько замечаний зрителя, в отличие от многих читавшего первоисточник, гомеровы эпические поэмы. Засим приступим к восторгам и возражениям.

Кто бы мог подумать, что не снимавший ничего сколько-нибудь значительного после "Бесконечной истории" Вольфганг Петерсен сумеет сделать, быть может, лучший за последние годы костюмный боевик! Грандиозный, поистине эпический боевик. Фильм почти без промахов, по крайней мере, почти без крупных промахов если, конечно, не считать промахом его принципиальный атеизм. (О незначительных для голливудского кино мелочах говорить просто нет смысла, а их, "мелочей", немало, таких, например, как верховые воины или именование ахейцев самих себя греками. Не ездили они верхом - только в колесницах, да и греками себя не величали даже спустя тысячу лет после Троянской войны - это римская придумка.) Всякий серьёзный человек прекрасно понимает: экранизировать поэзию нельзя, попросту невозможно. Тем более невозможно экранизировать древнюю поэзию, тут ведь, помимо непереводимости языка, в дело вступают и тысячелетия, и само сознание человека, то, что называется мифологическим. Именно поэтому, думаю, в первую очередь и обходится трезвомыслящий Петерсен без стихов и без богов. Но именно в этом, последнем плане и допущен самый отчаянный промах. Уж если обходишься без богов, обходись тогда и без богоборчества. Ан нет, не тут-то было! В начале фильма есть эпизод, в котором вошедший в раж берсеркер и герой (эту двумерность своего персонажа Брэд Питт сыграть сумел просто на зависть, а вот как - одному ему известно, но сумел, и его работа для меня, пожалуй, главное впечатление, оставленное картиной) Ахиллес, ворвавшись в храм Аполлона, расположенный на подступах к Трое, мечом сносит голову изваянию бога. Подобный акт не то что в "Илиаде" - вообще в древности немыслим, невозможен в принципе, да и дело ведь происходит не в Афганистане, а в художественном пространстве Древней Греции, где богов почитали - всех. И даже если принять петерсонову безбожественную (но не безвдохновенную) версию битвы за Трою, версию, в которой Ахилл, как и все прочие, человек - не больше, всё равно такая акция для древнего воителя принципиально невозможна. Хуже того, она обедняет и огрубляет образ героя, который, не соверши он такой дикой нелепости, был бы нисколько не менее героем и берсеркером.

Другой промах, тоже принципиальный, как мне кажется, заключается в истории с Еленой, точнее не в самой истории, а в ее носителях. Ладно, пусть сама Елена, что называется, для мебели (абсолютная блондинка, то есть дура пустоглазая, и зачем она такая сдалась Парису и Менелаю?) - в Древней Греции женщин не баловали, а по преимуществу держали в гинекее, но изображение Менелая в виде тупого волосатого бугая - это уж явный перебор идиотов. Ни древние греки вообще, ни тем более спартанский царь, ни ещё тем более именно Менелай ни в одном древнем тексте такого впечатления не производят. Даже у ёрника Аристофана, не говоря уж о сказителе Гомере. Это точно то же самое, что Евгений Онегин, матерящийся в набитом трамвае. Увы, не намного интереснее и Парис в исполнении Орландо Блума - опять смазливый Леголас, разве что с круглыми ушами. Это для меня потеря. Зато находка - Гектор в идеальном, сдержанном, как бы сознательно в противовес Питту-Ахиллу, неброском, глубоко продуманном исполнении Эрика Бэны.

Именно благодаря такому слаженному противостоянию Бэны и Питта фильм обрёл полюсы добра и зла, то есть главный, всем понятный, внятный конфликт, в котором сколько Ахиллом ни восхищайся, примагничивает всё же Гектор, ибо Ахилл завоёвывает чужое, а Гектор защищает своё, святое. Собственно говоря, как это происходит и в поэме. Там, правда, Ахилл гневается на Агамемнона, а здесь, скорее, на профессию, если не на судьбу. Но всё же в фильме есть и гнев, и точный выбор главнейшего из всех возможных противостояний, морального. Что опять же плюс в безбожной петерсоновой версии древнейших событий - сваливать-то героям невезуху не на кого, кроме как на себя.

Если бы картина, как поэма, закончилась битвой титанов, глумлением Ахилла-берсеркера над телом Гектора и возвращением его из ипостаси берсеркера в ипостась героя, когда тронутый горем и мужеством Приама, герой возвращает старику труп сына, ей бы и как художественному тексту и даже как экранизации гомеровой поэмы вообще цены не было. Несмотря на вышеперечисленные промахи и на отсутствие стихотворной речи. Но увы - современный зритель в большинстве своём и в Бога не верит, и истории не знает, и стихов не читает. Петерсен, похоже, чувствовал себя обязанным рассказать ему, чем же дело кончилось, показать народу, что такое троянский конь и т.д. А в "Илиаде"-то всего этого нет. Нет ни коня, ни разграбления Трои, ни глумления победителей над побеждёнными. Всё это ретроспективой рассказывается в "Одиссее", и к тому же не в начале поэмы. Почему так? Помимо прочего, потому что историю гибели Трои рассказывает двадцать лет скитающийся вдали от родины, много перестрадавший и во многом раскаявшийся герой-победитель, тот, что, как часто бывает, проиграл больше, чем проиграли побеждённые. Рассказ его горек, но ярок, а петерсонов показ как-то смазан, в контексте всего фильма слаб и вообще непонятно, зачем сделан. Я имею в виду чисто художественный план.

Тем не менее в целом фильм чрезвычайно впечатляет. И отнюдь не только актёрскими работами. (К числу лучших, помимо названных, надо добавить работу блистательного Питера О' Тула в роли Приама, сколько помнится, в картинах на античные сюжеты не снимавшегося со времён "Калигулы", где он, ещё молодой, отменно сыграл престарелого Тиберия; далее портретно весьма выразительных Брайана Кокса в роли по-голливудски главного злодея Агамемнона и Шона Бина в эпизодической (а жаль!) роли Одиссея; наконец, Роуз Бирн, совместившей в своей Брисеиде (в поэме лишь поименованной, поскольку стала фактической причиной раздора в ахейском стане, а здесь поднявшейся до статуса едва ли не главной героини), как мне кажется, все женские персонажи троянской истории, как присутствующие на экране, так и отсутствующие. Из присутствующих в Брисеиде как бы отыгрываются и никакая Елена, и простоватая, негероическая Андромаха; из отсутствующих - всплывает воспоминание о Кассандре, в данном, безбожном контексте, естественно, лишней.) Не только операторским искусством, потрясающими воображение панорамами, не только глаз восхищающей трюковой техникой, не только даже замечательной музыкой, а общей своей, я бы сказал, симфоничностью. Он весь - симфония битвы, под стать в этом плане первоисточнику. Таким и запомнится. Потому и запомнится.

А ведь боевики навсегда (или даже надолго) запоминаются редко. Начнём ряд: "Александр Невский" Эйзенштейна... Кто продолжит?

Рецензия: В. Распопин