музыкальная драма Продолжительность: 105 США 1951 Режиссер: Ричард Торп Продюсер: Джо Пастернак Сценарий: Соня Левин, Уильям Людвиг (по
мотивам книги Дороти Карузо) В ролях: Марио Ланца, Энн Блит, Дороти Кирстен, Ярмила Новотна, Бланш
Тебом, Тереза Челли, Ричард Хэйгман, Карл Б. Рейд, Эдвард Франц, Людвиг
Донат, Шепард Менкин и др. Музыка: Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло и др Оператор: Джозеф Руттенберг
23.08.2004
История жизни великого тенора Энрико Карузо, спетая и сыгранная
другим великим тенором, Марио Ланца. Что сказать о фильме полувековой
давности? Просто - посмотрите. Лента (вторая из семи в биографии
Альфреда Арнольда Кокоцци (30. 01. 1921 - 7. 10. 1959), сценический
псевдоним - Марио Ланца) не устарела, как не устарели и не могут
устареть оперы Пуччини, Леонкавалло, Верди, как никогда не устареют
подлинные мастера бельканто. Фильм снят по мотивам книги воспоминаний
вдовы Карузо, смонтирован чередованием игровых эпизодов "из жизни" с
эпизодами выступлений певца в концертах и спектаклях, рассказывает о
творческом пути Карузо от детских лет до смерти на сцене, о труде
артиста, его возлюбленных, друзьях и недругах.
По жанру это, разумеется, прежде всего мюзикл, но не дивертисмент,
а в общем связная драматическая история. Фильм красив и дорог, содержит
множество костюмных сцен, смотрится с неослабевающим интересом. Что
касается актёрских работ, то все они ровны и все, безусловно,
обслуживают премьера. Сам же Марио Ланца не просто гениально поёт, но и
просто блестяще играет. Может быть, предчувствуя и собственную раннюю
загадочную смерть.
Помимо сказанного, картина Ричарда Торпа интересна тем, что ставит
и раскрывает содержательную мысль. А именно: кто правит бал в жизни
художника - сам художник или его творчество, иначе говоря: голос для
человека или человек для голоса. Есенин называл поэта божьей дудкой,
Цветаева писала о поэтах с историей и поэтах без истории, то есть о тех,
кто в искусстве инструмент, исполнитель, и тех, кто в творчестве
способен изъявлять собственную волю. Быть может, артист, исполнитель в
этом смысле имеет меньше возможностей, чем автор, сочинитель, однако и
для него, артиста, проблема эта существенна. Согласитесь, не так уж и
много можно вспомнить голливудских мюзиклов, осенённых столь серьёзной
мыслью.
Общее впечатление: превосходный фильм, безусловная классика жанра,
вообще - классика кинематографа.