Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




КОНВОЙ PQ-17

военная драма
Продолжительность: 411
Россия 2004
Режиссер: Александр Котт
Продюсер: Владимир Досталь, Леонид Маркин
Сценарий: Владимир Вардунас (по роману Валентина Пикуля)
В ролях: Андрей Мерзликин, Валерий Величко, Мария Беккер, Алексей Девотченко, Сергей Плёскин, Сергей Цепов, Борис Войцеховский, Валерий Дьяченко, Валерий Доронин, Леонид Неведомский, Сергей Шелгунов, Ольга Лукашёва и др.
Музыка: Юрий Красавин
Оператор: Пётр Духовской


06.09.2004

Отечественный кинематограф готовится к 60-летию со дня победы над фашистской Германией. Среди прочего в киосках стали появляться кассеты и диски с записью новых телевизионных сериалов. Один из таких телевизионных фильмов снят по повести (или небольшому роману) Валентина Саввича Пикуля "Реквием каравану PQ-17". Повесть Пикуля - несомненно одна из лучших вещей в его творчестве, написанная кровью сердца. Иначе и не могло быть, ведь писатель рассказывал не только о том, что пережила страна, но и о том, что вместе со страной пережил он сам.

За недостатком времени и из ненависти к рекламным роликам, уничтожающим художественное впечатление, я крайне редко смотрю сериалы по ТВ. На кассетах же отчего ж и не посмотреть, тем более наш фильм, да ещё и по Пикулю...

Увы, лучше б не смотрел. То есть сказать, что лента уж вовсе плоха, вряд ли будет справедливо. Она никакая - вялая, затянутая, несмотря на переизбыточность персонажей и сравнительно небольшое количество серий, в целом слабо разыгранная и, главное, ужасно претенциозная. Ладно, если бы то была экранизация, например, "Слова и дела" - столь же вялого, неумелого, претенциозного и дурно написанного романа, но ведь экранизирована-то едва ли не лучшая вещь Пикуля...

Режиссёру А. Котту, вероятно, ну очень хотелось сделать новые "Семнадцать мгновений весны". Кто б спорил - желание понятное. Но не с кем и не с чем ему было этим заниматься. Драматургически картина крайне слабая: ни яркого героя (честный Пикуль писал не про приключения Штирлица, у него герой - народ, но авторы картины этого, видимо, не поняли или не захотели понять), ни прописанного конфликта, ни удобоваримого развития событий. Внимание зрителя не успевает сосредоточиться на персонажах и событиях, несмотря даже на затянутость эпизодов. Его, зрителя, без конца перебрасывают из стана в стан: то в Мурманск, где сугубо по-нашенски, картинно по-нашенски готовят советскую часть судов, предназначенных сопровождать британский караван с техникой и продовольствием для Красной Армии, то на немецкую подлодку, начинённую героическими наци и призванную уничтожать корабли антифашистской коалиции, то в Америку, где два рыбака-кореша полемизируют о том, надо ли записываться добровольцами и погибать за русских, которые когда-то поддержали Америку в освободительной войне с Британией, то в саму Британию, где морские офицеры высшего ранга обсуждают странные приказы командования, то опять в Мурманск, где в госпитале развивается роман между раненым моряком и медсестрой-нацменкой, в то время, как мальчишка-сирота (Валька Пикуль?) правдами и неправдами пытается убедить капитана бывшей рыбацкой шхуны, а ныне корабля конвоя, взять его, малолетку, юнгой, то в ставку Гитлера, то в ставку Сталина, то... Короче говоря, в одном небольшом сериале авторы попытались совместить и трагедию, и приключения в духе Джека Лондона и Каверина, и псевдодокументальное кино, и много чего еще. Естественно, получилось и скучно, и эклектично, и печально. И неубедительно разыграно.

Право, больно смотреть на рафинированного интеллигента Гитлера и карикатурного Сталина, печально видеть выхолощенных британских моряков и смешно - немцев-подводников, а уж американцы - толстый и тонкий, сомневающийся и героический - чистая пародия на джек-лондоновских золотоискателей, прошедших обработку в чаплиновских фильмах: такие все тщательно "настоящие", что лучше б их и вовсе не было. Удачнее наши, особенно женщины. Измордованные властью и войной, рабыни, стойкие и одухотворённые героини, изнемогающие под тяжестью страны, которую держат на своих руках. Хорош также капитан рыболовецкого судна, простой мужик, почти что Тёркин на море, на чью долю выпало пожертвовать собой, командой, кораблём.

Как написано-разыграно, так и снято: блёкло и без технических излишеств. Оно и понятно - на излишества средств у нас нет. А вот музыка хороша. Единственное, вероятно, что в "Конвое" хорошо без всяких "но" - музыка Юрия Красавина. Даже жаль, что попала именно в это слабенькое кино.

Что в итоге? В итоге обидно. Как сказал бы ливановский Шерлок Холмс: "Испортили хорошую вещь". И ещё вопрос: а зачем браться за дело, если нечего сказать? Для галочки, что ли? Не дороговата ли получается галочка? Особенно если учесть, что подобного рода фильмы обязаны заинтересовывать и тем воспитывать юного зрителя...

И последнее. Намеренно не стал здесь рассказывать историю Конвоя, она многократно описана в собственно исторических и художественных сочинениях. Тех, кто плохо знаком с вопросом, отсылаю не к фильму Котта, а к повестям Валентина Пикуля и Алистера Маклина. Там - правда. Историческая, человеческая, художественная.

Рецензия: В. Распопин