драма Продолжительность: 98 Россия 2004 Режиссер: Андрей Прошкин Продюсер: Владимир
Железников, Михаил Литвак Сценарий: Татьяна Арбузова, Владимир
Железников, Владимир Козлов, Андрей Прошкин (по повести Владимира
Железникова "Чучело-2, или Игра мотыльков") В ролях: Алексей Чадов, Мария Звонарёва,
Андрей Смоляков, Оксана Акиньшина, Юрий Кузнецов, Сергей Шнуров, Дарья
Екамасова, Полина Головина и др. Музыка: Владимир Чекасин, Сергей Шнуров Оператор: Юрий Райский
15.09.2004
У 16-летнего Кости, что живёт со свободногуляющей мамой в уральской
хрущобе на задворках великой империи, много чего нет - ума, достатка,
отца, воспитания, образования и проч. Зато у Кости есть талант (так
считает он сам и его окружение, по всей видимости - сплошь фанаты Сергея
Шнурова и группы "Ленинград"), который непременно должны признать
устроители столичного конкурса рок-групп. Проорав под восторженные вопли
опившихся пивом однодворничков нечто нечленораздельное на местной
эстраде, Костя собирается в Москву, в Москву, но, опьянённый восторгами
поклонников, решает покатать визжащих девиц на чужой машине. Итогом
автопрогулки по ночным улицам становится ДТП и гибель человека под
колёсами угнанной "Волги", уголовное дело, разбитые надежды местной
рок-звезды на всероссийскую славу, зона и, так сказать, утраченные
иллюзии вообще.
Ну что - типично молодёжный по эстетике фильм с претензией...
Фильм как фильм, среднестатистический, сделан для тех, кто даже спит в
наушниках. Интереснее поговорить о самой претензии.
По-видимому, в столице представляют провинциалов не иначе, как
грязных, физически и морально уродливых тупиц, рвущихся за славой (благо
её можно добиться, проблеяв с эстрады такой, например, стишок: "Взатяг -
ништяк - хочу ещё!") и московской пропиской. Во всяком случае, именно
такой вывод напрашивается после просмотра иных отечественных лент
последнего десятилетия, особенно тех, где мало того что поют, так ещё и
пытаются лицедействовать одинаково небритые и столь же неоригинальные в
сквернословии поп- и рок-идолы. Решительно то же - тупых,
криминализированных, беспросветно грязных в помыслах и выражениях
провинциальных подростков - показывают нам и гг. Прошкин - Железников в
новой картине, как бы продолжающей известный фильм "Чучело". Там, как
помнит читатель, речь шла о детках, здесь детки подросли и
самоопределяются.
Претензии на социальный критицизм очевидны. Забегая вперёд, скажу,
что вопросом "Что делать?" авторы не задаются, видать, продолжение
следует. Другой роковой вопрос "Кто виноват?" усмотреть достаточно
легко. Как, думается, и ответ. Судя по тексту, виновата никак не власть
с её разнузданными СМИ (там, согласно единственному московскому эпизоду
картины, упитанные-благовоспитанные примелькавшиеся господа
Алибасовы-Дибровы, напротив, проявляют даже доброжелательность к как бы
одарённой шпане), а именно она, провинциальная "Россия - сука"
(выражение А. Синявского), в которой яблочко от яблони недалеко падает.
И то: мать героя по-нашему, по-честному, по-партийному сама себя
аттестует блядью (да простят меня читатели - из песни слова не выкинешь)
и ради спасения сына не без удовольствия укладывает в постель
прохиндеистого мента, предполагаемый отец парня - челябинский судья - не
встретив в нём чаемой сыновней любви, умывает руки, подобно Понтию
Пилату, и уходит в никуда, откуда появился, а спившийся сосед берёт в
руки старое ружьё...
Стоп. Вот и он, бессмертный, ни в каком денатурате не сгорающий наш
дядя Вася, та самая загадочная русская душа, отечественный символ
прошлого и настоящего и образец для подражания племени младому... Да
ведь и впрямь - чем занять себя в ободранной, как липка, ещё с советских
времён провинции и старикам, и молодёжи, как не пить горькую,
оттягиваться в немытых подъездах и насиловать единственную на весь город
16-летнюю девственницу, которой, бедной, и влюбиться-то не в кого, кроме
чучела с бас-гитарой. Впрочем, он ли ещё, рокер Костя, чучело-то? А если
не он, кто тогда?
Кто, спрашивается, чучело в этом прошкинско-железниковском
"Чучеле-2": подававший надежды, обернувшиеся путешествием в зону, герой
или влюблённая в него соседская девушка, та, что не пьёт, не курит, не
спит со всем двором подряд (подросшая героиня "Чучела один", где,
кстати, с чучелом всё было совершенно определённо)? Или ископаемый
сосед, а может, мама-папа, представители семьи, школы и правоохраняющих
(сами себя) органов? Похоже, все они - чучела, но если все в огромной
стране - чучела, то что ж тогда сама страна?
Хотели того Прошкин с Железниковым или нет, планировали ли сделать
откровенную чернуху - не знаю, но вышла (в какой-то степени, пожалуй, и
логично, если не забывать о том, что постсоветские "Игры мотыльков" -
продолжение перестроечного "Чучела") у них именно чернуха, эдакий
продукт неонатуральной школы (при полном отсутствии школы как таковой -
не считать же Сорокина и Лимонова теми самыми Белинским и Гоголем,
которых гипотетический некрасовский мужик в светлом будущем понесёт
заместо клубнички с базара) - история, похожая на правду. Именно
похожая, потому что не вся она тут, правда, не вся - как про нас,
провинциалов, так и про них, москвичей. Не все мы - окраинное быдло, из
кого-то ж ведь выходят не только в Шнуры, но и в "Наутилусы".