мелодрама Продолжительность: 110 Россия - Украина 2004 Режиссер: Павел Чухрай Продюсер: Игорь Толстунов, Александр
Роднянский, Михаил Зильберман Сценарий: Павел Чухрай В ролях: Игорь Петренко, Алёна Бабенко,
Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина Юдина и др. Музыка: Эдуард Артемьев Оператор: Игорь Клебанов
15.09.2004
1962 год, Крым. Над недавно всесильным генералом-фронтовиком
сгущаются тучи - в Москве идёт очередная кадровая чистка, а он, генерал,
когда-то серьёзно "прокололся" в истории с гибелью судна, нарушившей
черноморскую экологию. За генералом неотступно следует адъютант из КГБ -
"свой чужой человек" не только на работе, но и дома, где проблем не
меньше: генеральская дочь, дамочка избалованная, истеричная, пьющая, а к
тому же хромоножка, забеременела от залётного кубинца. В такое-то время
молодой красивый солдатик-москвич из детдомовских, то есть из тех, кто
костьми ляжет, а в барак больше не вернётся, крутит по службе баранку
генеральской машины, в которой по большей части катается по подружкам да
вот теперь по гинекологам залетевшая дочка. А солдатик-то и впрямь хорош
- влюбляет в себя не только беременную хромоножку, но и разбитную
домработницу товарища генерала, и всем готов помочь безотказно, хоть
вроде внаглую-то и не выслуживается, даже больше того - пытается
приноровиться к кагэбэшнику, сыграть в его игру по своей стратегии...
Ну, натурально, история красивой оттепельной любви с вырастающим по
мере продвижения к финалу, как многоаршинный кровавый девиз "Наша цель
- коммунизм" на первой высотке райцентра, столь же красивым мезальянсом,
мягкая сцена изнасилования (если изнасилование можно отнести к разряду
мягкой эротики), финальная пальба дорвавшихся до "правого дела, которому
мы служим" распочковавшихся чекистов - залётный эпизод из 30-х в 60-е,
панорамы моря, холмов, крупные планы элегантно страдающих лиц - и
потерянный, но живой, живой солдатик с чужим ребёнком на руках,
здрастье, Сергей Фёдорович с Михаил Александровичем (Бондарчук и
Шолохов, если кто не понял), что новенького?
А ничего новенького - тот же "Вор", только хуже, потому что совсем
уж вся вторая половина новой фильмы Павла Григорьевича (Чухрая-младшего)
придумана по голливудскому образцу, вышибающий же слезу ребёнок только в
проекте, да и харизматического Машкова никому заменить не удалось: ни
просто симпатичному И. Петренке, ни сильно отяжелевшему Б. Ступке, ни
даже темпераментному А. Панину, чья роль, очевидно списанная с роли,
исполненной Меньшиковым в "Утомлённых солнцем", мало того что вторична -
решительно неправдоподобна: гражданская война, разрубившая дружеские и
родственные связи, к 1962 году давно быльём поросла, что означает: иных
уж нет, те далече, а при бывших генералах осталось одно только быдло, на
подвиг великодушия себе в ущерб никак не способное.
В остальном - полная лепота и удовлетворение выпестованных
Голливудом ожиданий: трагимелодраматически любящие русские женщины в
советской упаковке "не ной, моя косточка", бег зайца по полям и белеет
парус одинокий... Не-а, опять не дадут "Оскара" жадные академики! Да
сами подумайте, дорогой Павел Григорьевич, нет чтоб вам не мелодраму с
элементами триллера, а комедию снять лирическую с правильным финалом:
генерала с трудной судьбой хоронят с подобающими почестями, убитую
хромоножку реанимируют в Склифосовке врачи-кудесники, после чего
приходит она, заметно меньше хромая, под ручку с бывшим солдатиком, а
ныне бравым старлеем на ухоженное военное кладбище скупую слезу уронить,
а неподалёку - невооружённым глазом видно - счастливую пару в машине
поджидает бывшая домработница, ныне же заслуженная швея-мотористка с
орденом Ленина на груди и двумя младенцами - своим и чужим - на руках, а
за рулём той машины её благоверный (ну, тот, из органов, что,
усовестившись, например, в МУР, к Галкину переустроился) сидит,
мужественно сдерживая и без того скупые слёзы. А то ведь что и думать
после финальных титров прикажете? Вот, например, солдатик ваш куда ж по
горам по долам побёг, али к Сахалину, бродяга? Ну а чекист тот
разнесчастный - что за чёртова служба! - тот, наверное, в ванне
зарезался? А может, и не зарезался, ведь кто их, академиков знает, вдруг
да и вырешат "Оскара", а тогда и продолжение снимать придётся... Снимает
же вот Никита Сергеевич квадратно утомлённых. Да отчего ж бы и не быть
продолжению, когда я даже название знаю. Сказать? "Водитель для водителя
Веры". Круто?