мелодрама Продолжительность: 93 Россия 2004 Режиссер: Владимир Машков Продюсер: Михаил
Зильберман, Игорь Толстунов, Владимир Машков Сценарий: Владимир Машков, Илья
Рубинштейн (по пьесе Александра Галича "Матросская тишина") В ролях: Владимир Машков,
Егор Бероев, Андрей Розендент, Сергей Дрейден, Ксения Глинка, Ольга
Красько, Ольга Мирошникова, Анатолий Васильев, Андрей Кузичев и др Музыка: Дмитрий Атовмян Оператор: Олег Добронравов
15.10.2004
Новый фильм Владимира Машкова уже имеет обильную прессу. В
частности, объёмистую, как обычно, толковую и весьма сочувственную
рецензию разместил на своём сайте Алекс Экслер, задающийся вопросом, не
помешал ли Машков-актёр Машкову-режиссёру. Подумаем над этим вопросом и
мы, не отвлекаясь на пересказывание сюжета - после Экслера это
бессмысленно. Начну, конечно же, с собственных зрительских впечатлений.
Фильм, без сомнения, недурён. Но недурен прежде всего благодаря
таланту и любви актёра Машкова к своему персонажу, с коим связывает
исполнителя долгая история. Отмечу ещё Сергея Дрейдена, юного Андрея
Розендента, Ольгу Мирошникову и... Владимира Спивакова, подарившего
картине, как явствует из титров, музыкальную идею. Этого по сегодняшним
временам немало, но хотелось большего. Хотелось не киноновеллы, а фрески
о времени, пожирающем - но давясь! - человека. Такая фреска и заявляется
в начале картины, даже вызывая в памяти сперва ассоциации с
аскольдовским "Комиссаром", а потом воспоминания о лентах про босоногое
довоенное детство советских мальчишек. Однако взросление рывком юного
музыканта, его переезд из местечкового Тульчина 20-х в Москву 30-х,
штрихообразная, наподобие того, как сделана старая двухчасовая
экранизации трилогии Ю. Германа "Дорогой мой человек", попытка
совместить романтические комсомольские споры и чаяния с реалистичным
изображением подавляющего всё и вся партийного руководства, да плюс
трижды любовь, да ещё несколько суматошные военные эпизоды, отсылающие
уже то ли к старым же "Двум капитанам", то ли к сериалу "На всю
оставшуюся жизнь", наконец, финальное видение раненому музыканту "тени
отца Гамлета" - в общем, весь этот грандиозный объём, втиснутый в
полуторачасовое пространство, производит впечатление не фрески, а скорее
недосложенной мозаики. К тому же и актёр Егор Бероев, как бы контрасту с
актёром Владимиром Машковым, со своей, по идее тоже главной, ролью
решительно не справляется, вплоть до последнего эпизода. Складывается
ощущение, что ни Бероев, ни другие молодые артисты просто не знают, что
им делать, кого изображать. Опять же по контрасту с Машковым и
Дрейденом. В результате молодые люди пытаются вспомнить основательно
подзабытых в новое время персонажей из старых советских картин и
скопировать их. Соответственно получается копия более-менее, плоть, так
сказать, без крови. И тут, несомненно, просчёт Машкова-режиссёра,
увлечённого собственной ролью, то есть сдающего позиции Машкову-актёру.
А роль Машкова-актёра (за исключением двух сильнейших эпизодов,
когда герой пьёт) выходит сугубо мелодраматической, поскольку в одиночку
трагикомедии из мелодрамы вытянуть невозможно, даже и с помощью
Дрейдена, привносящего в фильм скорее не трагикомедию, а глубокую и
вечную иудейскую печаль, то есть драму. Мне же, зрителю, поначалу
почудилась именно она, вожделенная и напрочь на наших экранах последнего
десятилетия отсутствующая трагикомедия, каковая в не самом сильном, но
всё-таки не чьём-нибудь, а галичевском тексте, несомненно, заключена.
Увы, трагикомедия остаётся в экспозиции, а лента чем ближе к финалу, тем
становится слабее и мелодраматичнее. Наконец и финал - как ни старается
Машков, как ни зарастает щетиной теряющий руку персонаж Бероева - финал
просто гонит слезу. Особенно во всех смыслах и ракурсах вторичная и
только за последние годы тысячи раз повторённая разными авторами сцена
шествия евреев на гитлеровскую голгофу. (Сцена, сама по себе достаточно
сильная и вовсе не мелодраматичная, оказывается сентиментальной, будучи
неловко вмонтирована между эпизодами физических и душевных страданий
героя Бероева.)
Что ж в итоге? Нет, я ещё не резюмирую, да и вообще не хотелось бы
произносить этих слов, но... Но ведь, действительно, уберите из "Папы"
Машкова-актёра - и что от фильма с ДВУМЯ главными героями останется?
Тут, думаю, достаточно очевидный ответ на вопрос-лейтмотив рецензии
А. Экслера, не помешал ли Машков-актёр Машкову-режиссёру.
И всё же, всё же, всё же на старого несчастного и непобедимого во
всех несчастьях еврея, на чадолюбивого отца, на его припрыгивающую и в
то же время вразвалочку походку, на его пьяное буйство и тихую нежность,
на его любовь к рюмочке и на роковую страсть к не слишком достойному
сыну посмотреть стоит. Это, может быть, главная роль в биографии
Владимира Машкова, одного из двух-трёх выдающихся актёров постсоветского
кино, снявшего неровный, но трогательный (особенно для зрителя старшего
возраста, зрителя, который додумает, допоймёт, доувидит то, что в
штрихообразной картине не показано) и добрый фильм, фильм-песнь в память
о беззаветной родительской любви, которая одна и остаётся с человеком и
позволяет ему человеком остаться, даже тогда, когда он, гонясь за славой
или устрашась сильных мира сего, человека в себе теряет.