Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу


Электронные компоненты электронные модули.


ЗАМОЧИТЬ СТАРУШКУ (ИГРЫ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ) (THE LADY KILLERS)

чёрная комедия
Продолжительность: 104
США 2004
Режиссер: Этан Коэн, Джоел Коэн
Продюсер: Этан Коэн, Джоел Коэн
Сценарий: Этан Коэн, Джоел Коэн (по мотивам одноимённого фильма по сценарию Уильяма Роуза)
В ролях: Том Хэнкс, Ирма Холл, Марлон Мэванс, Дж. К. Симмонс, Алан Кинг, Харрис Юлин, Чи Ма, Райан Хёрст, Дайана Делано, Джордж Уоллес и др.
Музыка: Картер Бёрвелл
Оператор: Роджер Дикинс


25.10.2004

Импозантный господин с лирической растительностью на физиономии (Том Хэнкс), господин, скажем, средних лет, то ли косящий под профессора-гуманитария, то ли и в самом деле профессор, которому, однако, надоел не слишком сдобный хлеб честного труженика и, вот, ударила в голову типичная, то бишь криминальнальная американская мечта, появляется на пороге скромного бунгало, принадлежащего пожилой, э-э, афроамериканке, чьё жилище расположено неподалёку от игорного дома. Заболтав и обаяв крайне недоверчивую старушку, "профессор" снимает у неё комнату и... просторный подвал, в котором так удобно будет ему руководить ансамблем меломанов, в наши-то дни исполняющим музыку эпохи Ренессанса. А уж музыканты у него - чистое загляденье: травмированный бугай-футболист, простой как мычание, молчаливый головорез японец, вкусный, как пачка "Кэмела" без фильтра, и прочие в том же духе.

Всё просто: парни роют подкоп от бабушкиного подвала к игорному дому. И выроют, несмотря на сложности в общении с хозяйкой, её подозрительность и непременное желание исправлять нравы окружающих. И не только выроют, но и возьмут солидный куш. Но для того, чтобы им воспользоваться, как ясно из названия (во всяком случае, из оригинального названия), любителям-грабителям надо будет бабулю отправить на тот свет, где заждался её благоверный. Ну и что вы себе думаете? Правильно, "не осталось никого", кроме бабули.

Увы, я не видел оригинального фильма по сценарию Уильяма Роуза и, стало быть, как сказано у Окуджавы, "что-то главное пропало". Но что-то же и осталось... Что?

Очевидная насмешка Коэнов над голливудским жанровым кинематографом, над бесконечной вереницей экранных ограблений, с успехом сублимирующих исполнение заветной американской мечты в жующих попкорн головах. И конечно, множество частных усмешек, так сказать, по поводу... Что-то вроде "Криминального чтива", только, пожалуй, помягче, потоньше, я бы сказал, изысканнее. Художественная первооснова читается легко. Когда в тексте про преступников все преступники несолоно хлебав расстаются со своими никчемными жизнями в дивном разнообразии этих самых расставаний, хоть сколько-нибудь грамотный зритель просто не может не вспомнить "Десять негритят" Агаты Кристи. Дальнейшее - гэги нон-стоп, этакая окрошка из гэгов - травестирует, по-видимому, и оригинальную версию картины, и джентльменский набор Голливуда, и - грезилось во время просмотра - идеологию "одноэтажной Америки". Но, кажется, лишь грезилось.

Чего-то в этом фильме, сделанном легко и талантливо, весело, как бы в акварельных тонах, всё-таки недостаёт. Чего? Да печали, наверное, зубовного скрежета сатиры, той сатиры, что есть в "Криминальном чтиве", ведь, в сущности, смеялись Коэны над тем же, над чем смеялся (сознательно ли, или так получилось - другой вопрос) Тарантино. Вопрос "Над кем смеётесь, господа?", действительно, висел в воздухе, но там же и растворился. А жаль.

Рецензия: В. Распопин