ЗАМОЧИТЬ СТАРУШКУ (ИГРЫ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ) (THE LADY KILLERS)
чёрная комедия Продолжительность: 104 США 2004 Режиссер: Этан Коэн, Джоел Коэн Продюсер: Этан Коэн, Джоел Коэн Сценарий: Этан Коэн, Джоел Коэн (по
мотивам одноимённого фильма по сценарию Уильяма Роуза) В ролях: Том Хэнкс, Ирма Холл, Марлон
Мэванс, Дж. К. Симмонс, Алан Кинг, Харрис Юлин, Чи Ма, Райан Хёрст,
Дайана Делано, Джордж Уоллес и др. Музыка: Картер Бёрвелл Оператор: Роджер
Дикинс
25.10.2004
Импозантный господин с лирической растительностью на физиономии
(Том Хэнкс), господин, скажем, средних лет, то ли косящий под
профессора-гуманитария, то ли и в самом деле профессор, которому,
однако, надоел не слишком сдобный хлеб честного труженика и, вот,
ударила в голову типичная, то бишь криминальнальная американская мечта,
появляется на пороге скромного бунгало, принадлежащего пожилой, э-э,
афроамериканке, чьё жилище расположено неподалёку от игорного дома.
Заболтав и обаяв крайне недоверчивую старушку, "профессор" снимает у неё
комнату и... просторный подвал, в котором так удобно будет ему
руководить ансамблем меломанов, в наши-то дни исполняющим музыку эпохи
Ренессанса. А уж музыканты у него - чистое загляденье: травмированный
бугай-футболист, простой как мычание, молчаливый головорез японец,
вкусный, как пачка "Кэмела" без фильтра, и прочие в том же духе.
Всё просто: парни роют подкоп от бабушкиного подвала к игорному
дому. И выроют, несмотря на сложности в общении с хозяйкой, её
подозрительность и непременное желание исправлять нравы окружающих. И не
только выроют, но и возьмут солидный куш. Но для того, чтобы им
воспользоваться, как ясно из названия (во всяком случае, из
оригинального названия), любителям-грабителям надо будет бабулю
отправить на тот свет, где заждался её благоверный. Ну и что вы себе
думаете? Правильно, "не осталось никого", кроме бабули.
Увы, я не видел оригинального фильма по сценарию Уильяма Роуза и,
стало быть, как сказано у Окуджавы, "что-то главное пропало". Но что-то
же и осталось... Что?
Очевидная насмешка Коэнов над голливудским жанровым кинематографом,
над бесконечной вереницей экранных ограблений, с успехом сублимирующих
исполнение заветной американской мечты в жующих попкорн головах. И
конечно, множество частных усмешек, так сказать, по поводу... Что-то
вроде "Криминального чтива", только, пожалуй, помягче, потоньше, я бы
сказал, изысканнее. Художественная первооснова читается легко. Когда в
тексте про преступников все преступники несолоно хлебав расстаются со
своими никчемными жизнями в дивном разнообразии этих самых расставаний,
хоть сколько-нибудь грамотный зритель просто не может не вспомнить
"Десять негритят" Агаты Кристи. Дальнейшее - гэги нон-стоп, этакая
окрошка из гэгов - травестирует, по-видимому, и оригинальную версию
картины, и джентльменский набор Голливуда, и - грезилось во время
просмотра - идеологию "одноэтажной Америки". Но, кажется, лишь
грезилось.
Чего-то в этом фильме, сделанном легко и талантливо, весело, как бы
в акварельных тонах, всё-таки недостаёт. Чего? Да печали, наверное,
зубовного скрежета сатиры, той сатиры, что есть в "Криминальном чтиве",
ведь, в сущности, смеялись Коэны над тем же, над чем смеялся
(сознательно ли, или так получилось - другой вопрос) Тарантино. Вопрос
"Над кем смеётесь, господа?", действительно, висел в воздухе, но там же
и растворился. А жаль.