ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЁ ЛЮБОВНИК (THE COOK, THE THIEF, HIS WIFE AND HER LOVER)
чёрная комедия Продолжительность: 124 Великобритания - Франция 1989 Режиссер: Питер Гринуэй Продюсер: Кис Кэссендер Сценарий: Питер Гринуэй В ролях: Майкл Гэмбон, Хелен
Миррен, Ричард Боринджер, Алан Ховард, Тим Рот, Лиз Смит и др. Музыка: Майкл Найман Оператор: Саша Верни
25.10.2004
Ранее - в рецензии на фильм "Отсчёт утопленников" - я уже знакомил
посетителей сайта с художественными принципами одного из трёх-четырёх
подлинных художников современного кинематографа. Поэтому здесь не буду
повторяться и сразу обращусь непосредственно к фильму, с которого,
кстати сказать, началась популярность Гринуэя в постсоветской России.
Почему - так, почему именно "Повар, вор..." сделался у нас своего
рода визитной карточкой режиссёра, ведь и "Контракт рисовальщика", и
"Живот архитектора", и тот же "Отсчёт утопленников", пожалуй,
драматургически интереснее, визуально разнообразнее, богаче, а в плане
символики куда головоломней "Повара..."? Да, собственно, именно потому:
"Повар..." проще, доступнее широкому зрителю, а зрителю начала 90-х и
тематически ближе.
Фильм, как всегда у Гринуэя, фантастически красивый, покадрово
продуманный, почти на болевом пороге хлещущий в глаз пиршеством красок,
визуально оживляющий и столь же ярко озвучивающий пусть несколько
однообразной, но тревожно-болезненной мелодией М. Наймана классическую
фламандскую живопись (прежде всего - натюрморт), в отличие от других
лент режиссёра, работающего главным образом в жанре чёрной комедии,
во-первых, рассказывает внятную историю любви и ненависти, во-вторых, не
навязывает зрителю никаких, обычных для прочих фильмов Гринуэя, сложных
классификаций, в-третьих, предлагает отчётливый конфликт между добром и
злом, в-четвёртых, персонифицирует добро в образах страдающих
злосчастных любовников, а зло - в лице типичного криминального
авторитета, знакомца для нас в те поры ещё недавнего, но уже успевшего
вызвать негодование "старых" русских, наконец, даёт трагикомическое
разрешение фарса в убийственно верном, единственно возможном и потому
ожидаемом ключе - зло наказывается злом, но добру от того легче не
становится. Кроме того, сюжетная линия картины прямолинейна, в ней
остутствуют и лирические авторские отступления, и какие-либо вставные
новеллы, а события укладываются в недельный срок, причём каждая сцена
(каждый день) тщательно отделяется от предыдущего календарной картинкой
(единственная уступка любви режиссёра к классификациям, если не считать
постоянно меняющихся натюрмортов, перечислений и описаний антигероем
разнообразных блюд и напитков, как съедобных, так и вызывающих тошноту).
Обставленная с пышной театральностью, кроваво-красочная,
одновременно абсурдистская и реалистичная история, рассказанная в фильме
"Повар, вор, его жена и её любовник", по сюжету очень проста: день за
днём посещая подведомственный ресторан, хам, изрыгая тупые пошлости,
издевается над окружающими, а его жена в знак протеста изменяет ему в
туалете этого ресторана, до тех пор, пока рогоносец, выследив парочку,
не убивает любовника, за что и получает пулю в лоб от жены. В основе
своей она варьирует тематику ленты Марко Феррери "Большая жратва",
которая, в свою очередь, опирается на один из центральных эпизодов
романа древнеримского классика Петрония "Сатирикон", в своё время
экранизированного Феллини. Отсюда основные кинематографические отсылки -
прежде всего к итальянским мастерам, затем, в сюрреалистическом плане,
безусловно к Бунюэлю, приятелю и сподвижнику Сальвадора Дали (кстати, и
сам Гринуэй в разнообразных интервью подтверждает своё "происхождение"
от названных художников).
Содержание фильма иное. В нём персонажи препарируются, как
какие-нибудь лягушки. Гринуэй выворачивает всех своих недочеловеков (или
наоборот - слишком человеков) наизнанку, во всём множестве-убожестве
физиологических (а иными, пусть и по разным причинам, никто из них и не
обладает) отправлений. В особенности же пристально, буквально
раскладывая по полочкам, рассматривает он главного недочеловека,
возомнившего себя хозяином мира и терроризирующего всех и вся (а пуще
прочих собственную кроткую жену и директора принадлежащего ему
ресторана) хамской своей физиологией, поскольку понятие психологии в
данном тяжёлом случае, пожалуй, неприменимо.
Вор, точнее бандит Альберт (совершенно гениально сыгранный Майклом
Гэмбоном) - как тип (но не как тип личности, ибо личность в нём
отсутствует напрочь) отлично всем нам знаком: он туп, как бревно,
сексуален, как павиан, ревнив, как Гобсек, поскольку не способен любить
(да похоже и вожделеть тоже, ведь вожделение, что ни говори,
какое-никакое, а чувство), способен же лишь грабить и копить, грязен,
как свинья, наконец, болтлив, как базарная торговка. Всё вместе означает
- прав критик Игорь Галкин - он "тотален... характер - сугубо женский, у
мужчин встречается редко, но тогда уж приобретает совершенно
отвратительные очертания". Ко всему, надо полагать, он воображает себя
богом, или на худой конец центральным персонажем громадного рубенсовской
школы полотна и - по контрасту с окружающим живописным великолепием -
выглядит этаким отвратительным совершенством.
Под стать ему и мерзкий "браток" в ярком исполнении молодого Тима
Рота, и прочая расфуфыренная челядь, пирующая и беснующаяся поистине как
во время чумы. Последняя не заставит себя ждать, равно как и почти что
гоголевская немая сцена, когда бог-хам под дулом пистолета совершит
последнее в своей жизни физиологическое отправление - отведает кусочек
от срамного места растерзанного им и зажаренного поваром
тихони-любовника, после чего и получит от жены давно заслуженную пулю в
лоб.
Раннему постсоветскому зрителю подобный финал, конечно, не мог не
греть душу. Но, скажите по совести, разве сейчас - иначе? Тип-то - пали
в него хоть из огнемёта - живёт и здравствует. И неустанно размножается.
Оно и так: будешь размножаться, коли ни к чему иному не способен!
Бес с ними, однако, с мерзавцами и статистами. Любопытнее другое -
положительные (как бы!) персонажи положительны лишь в сопротивлении
(точнее - в подобии сопротивления) негодяю. Сами же по себе они, увы,
убоги: и книжный червяк любовник, воровато озирающийся по сторонам перед
тем, как войти в общественный туалет ресторана на любовное свидание с
женой бандита, и сама она, едва ли не с одинаковой, почти зомбированной
заторможенностью раздевающаяся в том же туалете, выслушивающая пошлые
сентенции хозяина о вкусовых преимуществах жареной свинины перед сырыми
устрицами, уговаривающая повара зажарить тушу убитого любовника,
отправляющая на загробное свидание с ним муженька... И
мальчик-поварёнок, сочувствующий любовникам, протест же свой против
хозяйского хамства выражающий посредством исполнения одной музыкальной
фразы, хоть и на чистейшем бельканто... Да и "героический" повар,
укрывавший влюблённых среди кастрюль и сковородок Бог знает из каких
соображений - то ли из сочувствия, то ли воображая себя добрым
волшебником во всей этой истории, то ли, действительно будучи своего
рода alter ego автора, из тайной артистическо-классификаторской
страсти...
И, Боже ты мой, как же все они некрасивы, отталкивающе некрасивы -
подобно давно увядшим, извергающим запах тления цветам на разлагающемся
теле покойника!
Ну как нам (да только ли нам, людям постсоветской России?), как,
скажите на милость, было не восхититься, да и теперь (теперь - тем
более!) не восхищаться, быть может, и негодуя (по-пушкински воя сдуру
"Это ж - я!"), картиной, где, с одной стороны, оживает рукотворная
красота "золотого века" живописи, а с другой - напротив, в прах
обращается всё то, что нам ещё вчера вдалбливали школьные учителя:
этика, гуманизм, "человек - это звучит гордо" и тому подобное "разумное,
доброе, вечное", только что на наших глазах в одночасье канувшее в
небытие вместе с, казалось бы, самым что ни на есть реальным и уж во
всяком случае представлявшимся незыблемым окружающим - наиболее
прогрессивным обществом и его передовым, единственно верным ученим?
Канувшее - и оставившее нас один на один с невыдуманной, нерукотворной
реальностью, в которой выжить возможно лишь сжав зубы и усмехаясь над
собой.
Так, как это делает последний классик первого века кино Питер
Гринуэй - мизантроп, конечно, но и большой, бескомпромиссно честный по
отношению к человеку и обществу художник, каждым фильмом своим
утверждающий: не за что себя, господа, жалеть, не достойны мы ни
сантиментов, ни жалости, ибо невозможны среди нас ни герои, ни,
следственно, трагедии. Даже драмы современный homo sapiens как он есть
не достоин - лишь чёрной-пречёрной комедии... Да и какой он sapiens -
так, одушевлённый способностью изрыгать словесный мусор предмет.