драма Продолжительность: 87 Великобритания 2004 Режиссер: Ник Лав Продюсер: Аллан Нибло, Джеймс
Ричардсон Сценарий: Ник Лав (по книге Джона Кинга) В ролях: Дэнни Дайер, Фрэнк Харпер, Тамер Хассан, Роланд
Манукян, Нил Маскелл, Дадли Саттон, Джейми Форман и др. Музыка: Айвор Гест Оператор: Дэмиан Бромли
19.11.2004
Жёсткий, жестокий, стремительный и захватывающий фильм рассказывает
о футбольных фанатах - молодых и зрелых людях, чьим единственным смыслом
существования является не столько даже сам футбол, сколько ожидание
матча, перед которым каждый из них и все они вместе смогут подраться с
фанатами команды-соперника, освободившись, таким образом, от излишков
энергии, которая в пабах и постелях ну никак не растрачивается, а
посредством наркотиков и спиртного лишь ещё сильнее бьёт в пустые
головы.
Драматическая история рассказывается от первого лица молодым
парнем, не то чтобы постфактум подвергающим своё и дружков своих
бессмысленное существование анализу и осуждению, нет - лишь
предчувствующим трагический исход недельного ожидания встречи родного
"Челси" с ненавистным противником. Исход, действительно, оказывается
трагическим, но куда более драматичной выстраивается общая картина жизни
среднего лондонца, вне зависимости от того, является ли он мелким
буржуа, или воображает себя бунтарём против родительских идеалов. Ужас в
том, что и родители, и родители родителей (те, кто воевал когда-то с
фашизмом, а ныне доживает, мечтая эмигрировать в Австралию, где, может
быть, успеет перед смертью согреть старые кости на солнышке) ничего не
могут противопоставить бездуховности молодёжи. Не могут да и не
собираются. Они сами озлоблены, издёрганы непрекращающейся погоней за
деньгами, отравлены животными удовольствиями, они сами - фанаты. То есть
они - те, кто или возглавляет штурмовые отряды фанатов, или как минимум
не вмешивается в жизнь собственных детей и внуков.
По ходу стремительной картины старики умирают, собирая на похороны
равнодушно отдающую последнюю дань покойникам молодёжь, умирают, не
оставив по себе ни сожалений, ни воспоминаний. Точно так же, как не
оставят после себя ничего и их дети-внуки, пресмыкающиеся перед
околофутбольными паханами и заставляющие пресмыкаться перед собой совсем
маленьких ребятишек.
Автор не впадает в публицистику и сатиру, никак не комментирует
происходящего, но если чуть-чуть отвлечься от сюжетных перипетий, выйти
из вгоняющего в транс саспенса - непременно услышишь: "Боже мой, в этом
безумном, ожиревшем, озверевшем, спившемся, сошедшем с круга мире
отмерла даже самая вечная из всех проблем - проблема отцов и детей!"
Великолепный фильм, лишь на поверхностном уровне напоминающий фарсы
Риччи - Тарантино, а на самом деле успевающий, несмотря на бешеный ритм,
процитировать и высокую классику, например, Бунюэля. Великолепный - и
беспросветный, как по идеологии (то бишь по тому, что задумано), так и
по содержанию (тому, что показано) и форме (тому, как сделано).
Последнее складывается из суммы усилий автора, точно знающего, что хочет
сказать, слаженного коллектива талантливых актёров, оператора, одинаково
сильно снимающего мордобойный клип и крупный план умирающего старика,
композитора, предлагающего зачастую неожиданный, но точно бьющий в цель
звукоряд, наконец, мастерства монтажёра, убийственно чётко чередующего
сумятицу клипообразных эпизодов, являющих насилие, насилие и насилие, -
и замедленных сцен унижения, падения, кровохарканья - умирания,
символизирующих окончательный уход, как бы отмирание старой доброй
Англии на теле менющей, как хамелеон, расцветку Европы - с белой на
смуглую, Европы, которой, надо думать, и самой недолго осталось.
И это ли не главная боль Ника Лава, это ли не общая наша драма, да
ЧТО драма - трагедия, какую никаким тусовочным стёбом, никаким похлеще
голливудского мордобоем, никаким разливанным будвайзером не зальёшь, не
заболтаешь, не заставишь утихнуть?..