Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





СТРАХ СЦЕНЫ (STAGE FRIGHT)

иронический триллер
Продолжительность: 105
США 1950
Режиссер: Альфред Хичкок
Продюсер: Альфред Хичкок
Сценарий: Уитфилд Кук (по роману Селвина Джексона)
В ролях: Джейн Уайман, Марлен Дитрих, Майкл Уайлдинг, Ричард Тодд, Элистер Сим, Сибил Торндайк, Кей Уолш, Майлс Маллисон, Патриция Хичкок и др.
Музыка: Лейтон Лукас
Оператор: Уилки Купер


08.12.2004

Фильм из числа тех хичкоковских работ, что приходятся на период, наименее успешный в его творчестве. "Страх сцены" снят в Лондоне, но тогда, когда автор уже обосновался в Голливуде. В какой-то мере этой лентой маститому режиссёру пришлось доказывать творческую состоятельность. Подобные обстоятельства чаще всего не подстёгивают художников, а, напротив, мешают им спокойно работать. Данный фильм - не исключение. Он, конечно, отнюдь не провальный, но и не слишком напряжённый, что для триллера, пусть и выдержанного в ироническом ключе, существенный минус.

История вкратце такова. Молодой любовник (Ричард Тодд) стареющей театральной звезды (Марлен Дитрих), надеясь, видимо, на дальнейшую совместную жизнь с обеспеченной, востребованной и не до конца утратившей былую красоту актрисой и желая помочь ей замести следы преступления (звезда своими руками убила пожилого мужа), посещает её дом, где ещё лежит неостывший труп хозяина, оказывается замечен служанкой и, естественно, вынужден скрываться от полиции. В этом нелёгком занятии несчастному помогает влюблённая в него студентка театральных курсов (Джейн Уайман), нашедшая прибежище для разыскиваемого полицией в доме собственных родителей. Этого для спасения возлюбленного оказывается мало, и Ева (так зовут спасительницу), не слушая мать и отца, отринув ревность и не обращая внимания на порой странное поведение скрывающегося, решается на более активные и опасные уже лично для неё действия...

В принципе, и сюжет, и финал картины весьма предсказуемы: слишком уж для настоящего героя-одиночки (в типичной для фильмов Хичкока ситуации: один невинный, но отчаянный против всего мира) натянуто, а порой и нелепо ведёт себя преследуемый, слишком уступает во всех смыслах второстепенным персонажам (да и актёр Ричард Тодд проигрывает и Майклу Уайлдингу, исполняющему роль полицейского, а заодно и будущего избранника Евы, и играющему отца героини Элистеру Симу). Потому ни особого страха, ни особого облегчения, когда наступает развязка, современный зритель не испытывает. Более того, средняя часть фильма как-то теряет динамику, вследствие, видимо, излишнего внимания, с каким следят авторы за игрой (тоже, кстати, по-моему, не более чем средней) Марлен Дитрих, а потому кажется затянутой и скучноватой.

Картину спасает лишь ирония, даже добродушный юмор, с каким вылеплены персонажи автором, и, пожалуй, отличная актёрская выучка исполнителей второстепенных мужских ролей. Особенно хорош Уайлдинг, артист тонкий, чувственный, интеллигентный.

Что же касается исполнительниц, то мне, как ни странно, не очень интересно было наблюдать за многочисленными переодеваниями (за отсутствием перевоплощений) увенчанной "оскарами" Джейн Уайман, хотя, надо отдать должное актрисе, она, безусловно, старалась. Дитрих же сыграла... Ну что ей было играть, как не самоё себя, меняющую наряды, напевающую шансонетки, никого и ничто (даже и сцену) не любящую, за исключением, ясное дело, опять же самой себя... Она и сыграла - профессионально, бесстрастно, прохладно. А вот дамы на второстепенных ролях, очень ироничные дамы, недурны все: и пожилые, и средних лет, и молодые. Но всё-таки, всё-таки они - не главные, зрителю важнее судьбы главных героев, не так ли?

Поэтому лента короля триллеров сегодня может быть интересна главным образом лишь киноманам и фанатам Хичкока, да и то более всего, пожалуй, не столько как художественный текст, сколько как кинематографический раритет полувековой давности.

Рецензия: В. Распопин