приключения Продолжительность: 100 Франция - Великобритания 2004 Режиссер: Жан-Жак Анно Продюсер: Жан-Жак
Анно, Джейк Эбертс Сценарий: Ален Годар, Жан-Жак Анно В ролях: Гай Пирс, Жан-Клод Дрейфус, Фредерик Хаймор,
Оан Нгоен и др. Музыка: Стивен Уирбек Оператор: Жан-Марк Дрежо
08.12.2004
"Я отношусь к моим звездам-животным точно так же, как я отношусь к
звездам-людям", - говорил в одном из интервью Жан-Жак Анно. И это,
по-моему, ещё мягко сказано, то бишь сказано политкорректно. На деле
фильмы Анно про животных на порядок интереснее фильмов Анно про людей.
Режиссёр стал популярен после экранизации романа Умберто Эко "Имя розы".
Фильм с участием нескольких звёзд мирового экрана получился, однако,
лишь чуть выше среднего, такой голливудский альбом ярких иллюстраций к
многоуровневому, талантливому, породившему новый литературный жанр
постмодернистскому роману-игре в европейскую культуру. Потом были
опять-таки живописные, но скучные и неимоверно затянутые "Семь дней в
Тибете" и "Любовник", вовсе уж несуразный для европейского режиссёра
"Враг у ворот", а между ними чудесный фильм для детей "Медведь". И вот
приключения оставшегося без матери медвежонка, действительно, никого не
оставляли равнодушным - ни детей, ни взрослых.
Надо полагать, Анно и сам понимает, что Голливуд Голливудом,
коммерция коммерцией, а по сути ничего запоминающегося всерьёз со времён
"Медведя" он так и не сделал. Да, работа с животными в чём-то труднее,
чем работа с людьми. Зато для подобных фильмов нет необходимости в
хорошей драматургии. А как раз драматургия - самое слабое место в
творчестве Анно.
Короче говоря, "Два брата" - расчудесная сказка для детей и
взрослых, на уровне сценария вся укладывающаяся в один абзац. Жили-были
в начале ХХ века во французском Индокитае тигры. Папа охранял и кормил
семью, мама следила за двумя малышами, а те резвились себе, как три
медведя в шишкинском заколдованном лесу. На беду логово выбрали тигры в
той части джунглей, где в древние времена располагались культовые
сооружения, за которыми, попутно отстреливая крупных животных, открыл
охоту эдакий киплинговский бледнолицый герой без страха и упрёка, с виду
утончённый культуртрегер, на деле же - банальный контрабандист.
Натурально, жизненная необходимость диких зверей и меркантильные
потребности ещё более диких людей не могли не столкнуться, в результате
чего тигра убили, тигрице прострелили ухо, а тигрят до времени пощадили,
одного, что потрусливее, отдав в местный цирк, другого, что покруче
характером, - в дом местного исправника примитивных нравов. А через год
решили стравить уже взрослых зверей, натурально, как во времена
кровожадных римских императоров, на потеху полудиких аборигенов и
беспросветно диких исправников. А большие котята возьми да и узнай друг
друга!..
И совершенно прав критик Г. Устиян, настолько прав, что не могу
удержаться и процитирую: "Хотя в главной роли снимается неплохой актер
Пирс, люди в "Двух братьях" появляются только для того, чтобы
продемонстрировать или человеческую алчность (все персонажи так или
иначе пытаются нажиться на тиграх), или осознание ценности природы
(герой Пирса отказывается от ремесла охотника, чтобы не отнимать жизни у
таких прекрасных животных). Взамен Анно сосредоточился на "игре" тигров,
и не зря - в сцене, когда братья после долгой разлуки наконец узнают
друг друга на арене, кажется, что они до этого лет пять изучали систему
Станиславского".
Когда "рождённые свободными" узнавшие друг друга братья уходят в
джунгли, простившись с почти приручившими их (и облагороженными этим
приручением, точнее общением с настоящими, естественными героями -
картины и Божьего мира) охотником и сыном исправника, возникает,
конечно, ощущение, что ты это уже не раз видел - и в той же "Рождённой
свободной", и, если вспоминать отдельные эпизоды, в наших "Полосатом
рейсе" и "Весёлых ребятах", но оно, это ощущение, не действует
разрушительно - ведь, сколь бы качественно ни было снято действо, сколь
бы комично, трагично, натуралистично - "правдиво" ни выглядело оно - мы
не можем не понимать: нам рассказывали сказку. А сказки обязаны хорошо
кончаться. Тем более, когда в них вложено столько любви, мастерства,
наконец денег...
Прелестный по содержанию и роскошный по антуражу фильм. Не
пропустите сами и - главное - не лишите радости ребятишек. Глядишь, и
"Маугли" прочтут. Сами.