Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу


шлифовка бетона вертолетом цена +за м2


МАКСИМ ГОРЬКИЙ: ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

научно-популярный фильм
Продолжительность: 60
СССР 1967
Режиссер: Семён Аранович
Продюсер:
Сценарий: Борис Добродеев
В ролях:
Музыка: Н. Симонян
Оператор: Н.Сергеев, А. Климов


21.12.2004

Все вышеперечисленные выходные данные приводятся только в финальных титрах фильма. На коробке же - ничего этого нет, есть портрет Горького, подзаголовок "Видеоэнциклопедия для народного образования", лейбл выпускающей кассету фирмы "Кварт" и обычная угроза правообладателя: мол, тому, кто скопирует, мало не покажется.

Впечатление такое, будто это сами "квартовцы" делали новый учебный фильм про родоначальника соцреализма. С тем впечатлением и приступаешь к знакомству с картиной. И уже с самого начала понимаешь: никакого отношения к учебному процессу фильм не имеет. И не должен иметь по замыслу. Семён Аранович и Борис Добродеев, собрав в далёком, ещё не окончательно замёрзшем в брежневском застое 1967 году, вероятно, все имевшиеся тогда в доступе архивные видеокадры, рассказали трагическую историю заката последнего классика русской литературы, основанную на документах и печальных авторских размышлениях (прямым текстом, однако же, не озвучиваемых) о вечной несвободе русского художника в испокон веку тоталитарном российском обществе. Горький увиден и показан, как мудрец и глубокий пессимист, над которым (отчасти и не без его собственной вины) сгущаются тучи. Смерть писателя признаётся естественной, возможное (и сегодня едва ли уже не доказанное) убийство его обнаруживается лишь в подтексте, да и то скорее тем зрителем, кто заинтересован в его обнаружении.

Сам по себе фильм "Максим Горький: последние годы" весьма и весьма хорош, смотрится благодаря продуманной драматургии, чередующей горьковские высказывания (исполняемые великим драматическим актёром Ефимом Копеляном) с высказываниями его окружения, архивные кадры кинохроники с пристальным, сверхкрупными планами поданным всматриванием в его поздние фотопортреты, как фильм неигровой, но высоко художественный, заставляет задуматься и о природе гения, и о природе власти. Однако учебным фильмом он ни в коей мере не является, может служить лишь дополнительным материалом к размышлениям человека начитанного и достаточно зрелого, то есть никак не школьника, тем более школьника современного, в массе своей желающего получить знание без труда и размышления.

Таким образом, "квартовская" видеокассета с записью фильма Семёна Арановича "Максим Горький: последние годы", на мой взгляд, - акция, с одной стороны, замечательная, ибо возвращает современному зрителю отличный и нисколько за прошедшие почти четыре десятка лет не устаревший фильм; с другой - бестактная, поскольку, не сообщив ничего из вышесказанного в аннотации, вводит в заблуждение учителя и школьного библиотекаря, предполагающих приобрести удобоваримое для массового употребления (и достаточно дорогое для дырявых фондов бюджетных учреждений) учебное пособие, а приобретающих вместо того текст для избранных.

Избранным и рекомендую к непременному просмотру.

Рецензия: В. Распопин