научно-популярный фильм Продолжительность: 60 СССР 1967 Режиссер: Семён Аранович Продюсер: Сценарий: Борис Добродеев В ролях: Музыка: Н. Симонян Оператор: Н.Сергеев, А. Климов
21.12.2004
Все вышеперечисленные выходные данные приводятся только в финальных
титрах фильма. На коробке же - ничего этого нет, есть портрет Горького,
подзаголовок "Видеоэнциклопедия для народного образования", лейбл
выпускающей кассету фирмы "Кварт" и обычная угроза правообладателя: мол,
тому, кто скопирует, мало не покажется.
Впечатление такое, будто это сами "квартовцы" делали новый учебный
фильм про родоначальника соцреализма. С тем впечатлением и приступаешь к знакомству с картиной. И уже с самого начала понимаешь: никакого
отношения к учебному процессу фильм не имеет. И не должен иметь по
замыслу. Семён Аранович и Борис Добродеев, собрав в далёком, ещё не
окончательно замёрзшем в брежневском застое 1967 году, вероятно, все
имевшиеся тогда в доступе архивные видеокадры, рассказали трагическую
историю заката последнего классика русской литературы, основанную на
документах и печальных авторских размышлениях (прямым текстом, однако
же, не озвучиваемых) о вечной несвободе русского художника в испокон
веку тоталитарном российском обществе. Горький увиден и показан, как
мудрец и глубокий пессимист, над которым (отчасти и не без его
собственной вины) сгущаются тучи. Смерть писателя признаётся
естественной, возможное (и сегодня едва ли уже не доказанное) убийство
его обнаруживается лишь в подтексте, да и то скорее тем зрителем, кто
заинтересован в его обнаружении.
Сам по себе фильм "Максим Горький: последние годы" весьма и весьма
хорош, смотрится благодаря продуманной драматургии, чередующей
горьковские высказывания (исполняемые великим драматическим актёром
Ефимом Копеляном) с высказываниями его окружения, архивные кадры
кинохроники с пристальным, сверхкрупными планами поданным всматриванием
в его поздние фотопортреты, как фильм неигровой, но высоко
художественный, заставляет задуматься и о природе гения, и о природе
власти. Однако учебным фильмом он ни в коей мере не является, может
служить лишь дополнительным материалом к размышлениям человека
начитанного и достаточно зрелого, то есть никак не школьника, тем более
школьника современного, в массе своей желающего получить знание без
труда и размышления.
Таким образом, "квартовская" видеокассета с записью фильма Семёна
Арановича "Максим Горький: последние годы", на мой взгляд, - акция, с
одной стороны, замечательная, ибо возвращает современному зрителю
отличный и нисколько за прошедшие почти четыре десятка лет не устаревший
фильм; с другой - бестактная, поскольку, не сообщив ничего из
вышесказанного в аннотации, вводит в заблуждение учителя и школьного
библиотекаря, предполагающих приобрести удобоваримое для массового
употребления (и достаточно дорогое для дырявых фондов бюджетных
учреждений) учебное пособие, а приобретающих вместо того текст для
избранных.