Драма, экранизация повестей М.Ю. Лермонтова БЭЛА, МАКСИМ МАКСИМЫЧ, ТАМАНЬ Продолжительность: 108 СССР 1965 - 1966 Режиссер: С. Ростоцкий Продюсер: Сценарий: С. Ростоцкий В ролях: В. Ивашов, А. Чернов, С. Берова, Н. Бурляев, С. Пилявская, С. Светличная, А. Орлов Музыка: К. Молчанов Оператор: В. Шумский
08.08.2007
Весьма посредственная экранизация лермонтовской прозы, а для режиссера такого класса, как Ростоцкий, - просто плохая. Людей нет, героев - тем более, все какие-то муляжи. Какой уж там р-романтизм!..
Открытие фильма 'Баллада о солдате' - В. Ивашов - Печорина 'не потянул', да и не мог, в сущности, коль скоро 'не потянул' Лермонтова Ростоцкий. К тому же и говорит он почему-то голосом Вячеслава Тихонова. Известно, конечно, что Тихонов - любимый актер Ростоцкого, но сам-то Ивашов что ж, простудился в период озвучивания что ли?
Камера, вероятно, устав наблюдать за беспомощными актерскими позированиями, почти с самого начала фильма с этнографическим садизмом углубляется в кавказские пейзажи, старательно воспроизводя лермонтовские масляные картины. Единственное достоинство ленты - музыка Кирилла Молчанова и сильнейшее соло виолончели, но здесь все просто - играет Ростропович. Неплох также и Максим Максимыч - А. Чернов, которому дали 15-минутное соло - и эта часть ленты смотрится просто как другое кино.
А уж Бэла - это я вам доложу!.. И чего эту перезрелую тетку Печорин умыкал?.. То же и барышня из 'Тамани' в исполнении С. Светличной, той самой, что '... видишь, гибнет, сердце гибнет в огнедышащем море любви...' из 'Бриллиантовой руки'. И довершает дело рассказчик - молодой офицер - смахивающий на Лермонтова, однако высокий и симпатичный. Ходит он, бедолага, ходит, все что-то рукописи печоринские с умным видом читает... Бред какой-то.
А знаете, может Лермонтова вообще нельзя экранизировать, как и Пушкина? Впрочем, по Пушкину кое-что есть: 'Выстрел' Шенгелаи, например... Или просто не повезло Михал Юрьичу?
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.