Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТРИ СЕСТРЫ (СПЕКТАКЛЬ МХАТ ПО ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА)

Драма
Продолжительность: 192
СССР 1984
Режиссер: В. Немирович-Данченко
Продюсер: С. Десницкий, В. Храмов
Сценарий:
В ролях: П. Криницкий
Музыка: М. Юрьева, И. Мирошниченко, Е. Кондратова, В. Невинный, Л. Стриженова, Е. Евстигнеев, Е. Киндинов
Оператор:


25.07.2002

"Три сестры" - вероятно, главная чеховская пьеса, квинтэссенция его реализма, складывающегося из прекраснодушных надежд персонажей на будущее ("через 200 - 300 лет... когда нас не будет"), авторской любви к своим героям, обычным, будничным людям провинциальной России и трезвейшего (т.е. не упускающего ничего - ни большого, ни микроскопического) взгляда на человека и общество. Как всякое программное произведение, эту пьесу особенно трудно "прочитать по-своему" - слишком много раз она прочитывалась другими и слишком прямолинеен в ней автор, то есть текст не допускает особого экспериментирования.

В данном случае зрителю предложен классический вариант классического произведения - прочтение "Трех сестер" В.И. Немировичем-Данченко, впервые представленное на сцене советского МХАТа в апреле 1940 г. Разумеется, спектакль восстановлен, сыгран нашими современниками, однако это в чистом виде школа Станиславского, это совершенный Чехов без режиссерской и актерской отсебятины и нелепых модернистских новаторств. Сделана постановка с таким вниманием к каждому персонажу, что даже трудно выделить, кто же здесь главный, чья боль сильнее, чья жизнь трагичнее. Больно - всем, и каждой судьбе сопереживаешь, как собственной: запойному доктору, некрасивому и любящему (а кто умеет любить сильнее, чем некрасивые!..) Тузенбаху, растолстевшему несостоявшемуся профессору-помещику, чья жизнь не сложилась по его собственной вине и лени, сестрам, каждая из которых несчастна по-своему, старой няньке их... Даже и самовлюбленному поручику, "косящему" под Лермонтова без всякого к тому повода. Несчастлив каждый, несчастливы все в нашей огромной бездорожной и прекрасной несчастной России. А Лермонтов-то тут не зря помянут. Перечтите "И скучно, и грустно..." - вот ведь он, неуказанный эпиграф к пьесе!

Подстать режиссерскому прочтению и актерский состав. Две-три "звезды" не выделяются, - все играют одинаково сильно, всем одинаково больно. Лишь, может быть, Евстигнеев чуть ярче остальных: и потому, что сам гений, и потому, что играет излюбленного другим гением - автором, Чеховым - персонажа - уездного русского доктора. Врачу (если он настоящий врач, пусть и спившийся, пусть и ничего не прочитавший за двадцать лет после окончания университета), как и писателю (если, конечно, он настоящий писатель) - всегда больнее других, ибо они сами болеют за всех.

Честно признаюсь, из всех чеховских пьес именно "Трех сестер" я никогда не любил. До сегодняшнего дня, до этого спектакля, который про меня и про нас рассказывает не меньше, чем про Тузенбаха и Вершинина. Да оно и понятно - чеховские герои мечтали о том, что будет через 200 - 300 лет, а прошло только 100 - и ничего в нашей жизни не изменилось, сколь бы долго ни лгали об этом большевики всех мастей - от Ленина до Ельцина.

Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин