Драма Продолжительность: 192 СССР 1984 Режиссер: В. Немирович-Данченко Продюсер: С. Десницкий, В. Храмов Сценарий: В ролях: П. Криницкий Музыка: М. Юрьева, И. Мирошниченко, Е. Кондратова, В. Невинный, Л. Стриженова, Е. Евстигнеев, Е. Киндинов Оператор:
25.07.2002
"Три сестры" - вероятно, главная чеховская пьеса, квинтэссенция его
реализма, складывающегося из прекраснодушных надежд персонажей на
будущее ("через 200 - 300 лет... когда нас не будет"), авторской любви к
своим героям, обычным, будничным людям провинциальной России и
трезвейшего (т.е. не упускающего ничего - ни большого, ни
микроскопического) взгляда на человека и общество. Как всякое
программное произведение, эту пьесу особенно трудно "прочитать
по-своему" - слишком много раз она прочитывалась другими и слишком
прямолинеен в ней автор, то есть текст не допускает особого
экспериментирования.
В данном случае зрителю предложен классический вариант
классического произведения - прочтение "Трех сестер" В.И.
Немировичем-Данченко, впервые представленное на сцене советского МХАТа в
апреле 1940 г. Разумеется, спектакль восстановлен, сыгран нашими
современниками, однако это в чистом виде школа Станиславского, это
совершенный Чехов без режиссерской и актерской отсебятины и нелепых
модернистских новаторств. Сделана постановка с таким вниманием к каждому
персонажу, что даже трудно выделить, кто же здесь главный, чья боль
сильнее, чья жизнь трагичнее. Больно - всем, и каждой судьбе
сопереживаешь, как собственной: запойному доктору, некрасивому и
любящему (а кто умеет любить сильнее, чем некрасивые!..) Тузенбаху,
растолстевшему несостоявшемуся профессору-помещику, чья жизнь не
сложилась по его собственной вине и лени, сестрам, каждая из которых
несчастна по-своему, старой няньке их... Даже и самовлюбленному
поручику, "косящему" под Лермонтова без всякого к тому повода.
Несчастлив каждый, несчастливы все в нашей огромной бездорожной и
прекрасной несчастной России. А Лермонтов-то тут не зря помянут.
Перечтите "И скучно, и грустно..." - вот ведь он, неуказанный эпиграф к
пьесе!
Подстать режиссерскому прочтению и актерский состав. Две-три
"звезды" не выделяются, - все играют одинаково сильно, всем одинаково
больно. Лишь, может быть, Евстигнеев чуть ярче остальных: и потому, что
сам гений, и потому, что играет излюбленного другим гением - автором,
Чеховым - персонажа - уездного русского доктора. Врачу (если он
настоящий врач, пусть и спившийся, пусть и ничего не прочитавший за
двадцать лет после окончания университета), как и писателю (если,
конечно, он настоящий писатель) - всегда больнее других, ибо они сами
болеют за всех.
Честно признаюсь, из всех чеховских пьес именно "Трех сестер" я
никогда не любил. До сегодняшнего дня, до этого спектакля, который про
меня и про нас рассказывает не меньше, чем про Тузенбаха и Вершинина. Да
оно и понятно - чеховские герои мечтали о том, что будет через 200 - 300
лет, а прошло только 100 - и ничего в нашей жизни не изменилось, сколь
бы долго ни лгали об этом большевики всех мастей - от Ленина до Ельцина.
Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической
библиотеки.