Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

Сказка
Продолжительность: 150
США 2001
Режиссер: К. Коламбус
Продюсер: Д. Ньюман
Сценарий: С. Кловес (по книге Дж.К. Ролинг)
В ролях: Д. Радклифф, Р. Гринт, Э. Уотсон, Дж. Клизи, Р. Гриффитс, Р. Харрис, А. Рикман, Й. Харт, Дж. Херт, Р. Колтрайн
Музыка: Дж. Уильямс
Оператор: К. Финней, Дж. Сиал


25.07.2002

Подробная и, на мой взгляд, достаточно удачная, правда, не столько экранизация, сколько иллюстрация первой части сверхмодного сказочно-фэнтезийного сериала эдинбургской писательницы Джоан К. Ролинг о необычайных прриключениях 12-летнего подростка, наделенного мощным колдовским даром.

С технической точки зрения фильм о Гарри Поттере - высший пилотаж работы художников, каскадеров и создателей макетов и спецэффектов. Кастинг, в принципе, тоже удачный, за исключением, разве что, двух волшебников, олицетворяющих полюсы добра и зла: Дамблдор больше смахивает на доброго и недалекого Санту Клауса, Волан-де-Морт вообще ни рыба ни мясо. Ребятишки все славненькие, по-голливудски портретные. Интереснее других мне показалась актриса, исполнившая роль классной дамы факультета Гриффиндор, и Алан Рикман в роли одного из колеблющихся между добром и злом профессоров школы волшебников. Однако все это - чисто голливудский вариант артистизма, то есть портретное попадание в образ, - не больше. Причина, в общем, в том, что играть в картине нечего и некого, ибо сколько-нибудь значительная драматургическая коллизия здесь отсутствует.

Поттеровский сериал Дж.К. Ролинг, как и любая сказка, как и любое произведение в жанре фэнтези, главным образом решает проблему противостояния добра и зла. Отличительная особенность этого текста от других в том, что в нем на стороне добра выступают значительно превосходящие силы. Но в детской книжке так и должно быть. Тем не менее, зло умеет находить сторонников, и вовсе не выглядит у Ролинг мелким вредителем. Вся сказка (написанная, кстати, вполне в традициях Джеймса Гринвуда и Чарлза Диккенса) строится именно на преодолении явных и тайных сил, которые, прежде чем победить каждый раз в смертельной схватке, нужно сперва еще разоблачить. То есть положительным героям в любой ситуации необходимо сделать выбор.

Вот всего этого и нет в фильме Коламбуса, повторюсь, блистательном в техническом плане (чего стоят, например, отменный готический антураж, или говорящая и гримасничающая шляпа, определяющая для абитуриентов выбор факультета, или живой портрет дамы-привратницы, спрашивающей у студентов пароль, не говоря уж об игре в квиддич). Есть главный герой и его верные друзья (что само по себе тоже дорогого стоит), есть подозрительные и недружелюбные соперники, строгие учителя, мерзкие родственники героя. Есть и волшебство, и учение волшебству. Но - увы, нет ни постоянной смертельной опасности, ни такой решительной схватки, в которой бы чаша весов колебалась, прежде чем окончательно установиться на стороне добра. И это, безусловно, отсекает фильм Криса Коламбуса от взрослой зрительской аудитории. Кино получилось даже не для подростков, а только для детей.

И еще: картина, несомненно, сделана как стартовая часть сериала, в котором, может быть, и последует психологическое взросление героев, а может быть, и нет. Голливуд все-таки... В книжке же это развитие личности присутствует, почему, собственно, она так и нравится всем читателям, и большим, и маленьким.

Рецензия: Виктор Распопин