Историко-мелодраматический боевик Продолжительность: 194 Италия, TV 2001 Режиссер: Д. Отенен-Жерар Продюсер: А. Яккиа Сценарий: А. Порпорати В ролях: А. Гассман, И. Брэндрди, Т. Риффенштайн, Б. Бобулова, А. Лорие, Ф. Неро, А. Мюллер-шталь, М. Тимотиевич, Б. Жирович, Ж. Весански Музыка: Х. Клозер, Т. Уонкер Оператор: Ф. Мазьеро
25.07.2002
Эта телевизионная сага рассказывает долгую историю дружбы-вражды трех друзей поневоле, представителей разных социальных слоев средневековой Европы, вынужденных принять участие в Первом крестовом походе, осуществленном разноплеменным христианским воинством на излете XI века от Р.Х. Один из них - сын не слишком богатого феодала, другой - его дружинник, третий - мещанин, сын христианки и сарацина, влюбленный в чужую невесту. Из-за его пылкости, в общем, и разгорелся в итальянском местечке сыр-бор, результатом которого явилось предательство вассалов своего сюзерена, дикая резня и поспешное бегство трех вышеозначенных молодых людей прочь из родного дома, где ждала их казнь.
Куда они бежали? Никуда, просто бежали. А пришли, естественно, к перекрестью дорог, где крестоносцы вербовали воинов в свои отряды.
Дальнейший путь молодых людей - дороги войны, на которых каждый из них ищет и находит свою судьбу, самого себя. Так, двое становятся пацифистами: полукровка - потому что встретил и безответно полюбил ученую девушку-иудейку, феодал - потому что воистину уверовал во Христа, тайно пробравшись в Иерусалим и воочию увидев обломок того самого Креста. Но главной причиной их отступничества стала сама война, ужасы резни, насилия, грабежей, осуществляемых воинами-христианами на своем пути ко Гробу Господню.
Однако прозрение и отступничество не смогли освободить их от меча: спасая друг друга, ни в чем не повинных жителей Иерусалима и подругу-иудейку, они вынуждены были, пусть и против своей воли, встать на защиту города от тех, с кем делили тяготы похода, от того, кто был их другом и братом, а теперь в числе первых яростно рвался в осажденный город. Пикантность ситуации усугублена еще и любовным треугольником: полукровка любит иудейку, иудейка любит оставшегося с крестоносцами, крестоносец отвечает ей взаимностью. И мечутся они между долгом и братством, подобно тому как терзаются мушкетеры Дюма, когда в романе '20 лет спустя' им приходится разойтись по разные стороны политического барьера...
Фильм хорош, хотя и несколько затянут. Он замечательно снят: и в плане пейзажном, и в плане костюмном (особенно впечатляет реалистически резкий контраст бытового убожества и роскоши южноевропейской природы), и в плане батальном - дикость, зверство, не война, а форменная резня (истинно выражение 'огнем и мечом'!). Наконец, он убедителен и в главной мысли: война, какая бы ни была, какими бы лозунгами ни прикрывалась, - не может быть справедливой.
Жаль, разумеется, бедных жителей Иерусалима: и христиан, и мусульман, и иудеев. По делу и по праву жаль. Особенно если сообразить, что и сегодня там убивают. Жаль. Но за этой жалостью ускользает и верное представление о том, что для Европы Крестовые походы сослужили полезную службу, всколыхнув ее народы от многовековой спячки, научив воевать, думать, добиваться цели, заставив вспомнить о славе пращуров своих - греков и римлян, и протянуть руки к будущей славе потомков - Ренессансу.
Но... не слишком ли большие требования мы предъявляем к телевизионному мелодраматическому боевику, костюмированному под XI век? Пожалуй, нет. Фильм, действительно, сильный. Оттого и жаль, что временами чувствительность превалирует над правдивостью, а политкорректность - над объективностью.