Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПЕРО МАРКИЗА ДЕ САДА

Драма
Продолжительность: 125
США 2000
Режиссер: Ф. Кауфман
Продюсер: Н. Вешлерс
Сценарий: Д. Райт (по собственной пьесе)
В ролях: Дж. Раш, К. Уинслет, М. Кейн, Х. Финикс
Музыка: С. Уорбек
Оператор: Р. Стофьерс


25.07.2002

Режиссер Филипп Кауфман, известный прежде всего экранизацией романа М. Кундеры 'Невыносимая легкость бытия', перенес на экраны популярную пьесу Д. Райта, вольно трактующую последние годы жизни печально знаменитого французского писателя-порнографа XVIII в., чье имя стало названием одного из тяжелейших половых отклонений, садизма. Литературный материал во многом повторяет знаменитый бродвейский спектакль 'Амадей', в свою очередь экранизированный ранее М. Форманом, так что в какой-то мере можно рассматривать 'Перо маркиза де Сада' как менее удачное послесловие к фильму о Моцарте и Сальери.

Место действия обоих фильмов - сумасшедший дом, время действия - конец галантного века, эпоха Великой французской революции. И в том, и в другом случаях перед нами - художники, люди необыкновенные и в силу того люди необычной судьбы.

Может ли талант в искусстве быть таким, как все, в жизни? Что несет твой дар человечеству? Должен ли художник лишь просветлять современников? А если его дар бесовского порождения? Кто он, маркиз де Сад - Моцарт или Сальери? Или еще хуже последнего? Наконец, действительно ли бесовское искусство способно развратить человека? Или далеко не всякого, но лишь предрасположенного к разврату?

Вот, примерно, круг вопросов и проблем, поставленных в этом фильме. Круг ответов столь же широк. Ответы же излишне однозначны и все - не в пользу бедного маркиза. Здесь он, действительно, разрушает и губит все, что к нему прикасается. Бесполезно утверждать, что в его реальной жизни все было не так, что в истории литературы и медицины де Сад - знаковая фигура, и знак этот вовсе не 'минус'. Бесполезно потому же, почему бесполезно в тысячный раз утверждать: бедный Сальери не убивал Моцарта. Если Бетховен, а вслед за ним Пушкин решили: убил, - значит в искусстве итальянец уже никогда не отмоется от несовершенного преступления...

И сколь бы талантливо, почти гениально ни призывал Джеффри Раш милость к своему павшему герою, сколь бы ни усердствовал блистательный Майкл Кейн в изображении настоящего подлеца и садиста, администратора сумасшедшего дома, в коем содержится писатель, чисто арифметическое количество жертв общения с сатаническим маркизом превысит все их усилия.

В этой заданности - основной недостаток хорошего фильма. Другой его недостаток, свойственный почти всем голливудским лентам, в том, что воздействует он всецело на интеллект, не трогая душу зрителя. Оттого и жанр этой поистине трагической истории - всего лишь драма. А могла (и должна) была бы быть трагедия, ибо трагична жизнь человека в этом мире вообще и в годы роковые в особенности, тем более трагична жизнь художника, тем более такого художника, как Альфонс Донасьен де Сад, первый не убоявшийся сказать правду о том, о чем и сегодня после всех эмансипаций и сексуальных революций зачастую говорить не решаются.

Рецензия: Виктор Распопин